Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 10 / Налогообложение

Как платить налоги, работая в Узбекистане, но находясь за рубежом

 

Как налоговые органы понимают должную осмотрительность? Что ждет налогоплательщиков, которым скорректировали суммы зачета? На эти и другие вопросы ответил начальник управления методологии и оценки качества налогового контроля ГНК Азиз ХАШИМОВ:

 

– В связи с большим потоком обращающихся в территориальные налоговые органы в областных управлениях и ГНУ г. Ташкента созданы рабочие группы по приему налогоплательщиков.

Поступают вопросы по налоговой задолженности в лицевых карточках и выставленным инкассовым поручениям по НДС. И мы анализируем каждое обращение отдельно в соответствии с Законом «Об обращениях физических и юридических лиц». При необходимости налоговый орган в пределах своих полномочий дополнительно запрашивает недостающие сведения, чтобы разобраться в ситуации.

Налогоплательщику откажут в зачете НДС, если он участвовал в операциях, совершаемых исключительно ради получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного зачета НДС или иного неправомерного уменьшения сумм налогов, подлежащих к уплате в бюджетную систему. То есть если налоговый орган выявит, что сделка оформлена «для вида», а товар (услуга) фактически не получены от того лица, с которым заключен договор.

Для признания сделки законной и не несущей за собой дополнительных налоговых последствий, в том числе лишения права на зачет НДС, она должна соответствовать следующим критериям:

  • быть реальной, действительно выполненной;
  • сделку должен выполнить либо непосредственный контрагент, либо его подрядчик;
  • у сделки должна быть деловая цель, а не просто задача неправомерно сэкономить на налогах.

Соответственно, налогоплательщику нужно представить все, что доказывает реальность и правомерность сделки.

 

– В последнее время много говорят о должной осмотрительности, об обширности и неоднозначности этого понятия. Что вы порекомендуете? Как проявить должную осмотрительность?

– Прежде всего подчеркну: непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента не может служить самостоятельным основанием для отказа налогоплательщику в зачете НДС.

Налогоплательщику нужно проявлять осмотрительность не для того, чтобы доказать впоследствии налоговому органу сам факт проверки контрагента. Она нужна прежде всего для того, чтобы убедиться, что контрагент – добросовестный, ведет реальную деятельность и с ним можно заключить договор – с точки зрения исполнения самого договора и без риска негативных налоговых последствий.

Налоговые органы проверяют реальность выполнения сделок. По-этому перед заключением договора убедитесь, что у контрагента есть возможности и ресурсы, чтобы исполнить обязательства по сделке.

Нельзя ограничиваться только проверкой постановки контрагента на учет, как того требует пункт 10 постановления Президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и бюджетных ориентиров на 2020–2021 годы»
(N ПП-4086 от 26.12.2018 г.). Многие бухгалтеры ограничиваются этим пунктом и считают, что проявили осмотрительность.

Проявление должной осмотрительности должно исходить в большей степени от руководства организации или лиц, уполномоченных заключать сделки. Это целый комплекс мероприятий и последовательные действия должностных лиц компании. Проверка контрагента должна быть достаточной и разумной.

О благонадежности партнера и вашей осмотрительности свидетельствуют:

  • личный контакт руководства компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок и подписании договоров;
  • документально подтвержденные полномочия руководителя компании-контрагента и наличие копий документа, удостоверяющего его личность;
  • информация о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных или торговых площадей;
  • фиксация поиска и отбора контрагентов: ссылки на сайты или печатные материалы, наличие документов о способе получения сведений о контрагенте при имеющейся доступной информации о других участниках рынка с идентичными (аналогичными) товарами и услугами, в том числе предлагающих их по более низким ценам;
  • наличие у контрагента ресурсов для выполнения договорных обязательств (производственных мощностей, оборудования, квалифицированного персонала).

Свою систему проверки контрагентов организация должна разработать самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.

 

– Что будет с налогоплательщиками, которым скорректировали суммы зачета? Ведь там, где были проблемы с НДС, скорее всего, есть проблемы и с налогом на прибыль. Будут ли дополнительные проверки и санкции?

– При совершении операций по незаконному обналичиванию обе стороны сделки отражают заведомо ложные сведения в налоговом и в бухгалтерском учете о фактах хозяйственной жизни, создавая искусственный документооборот. На основании этих фиктивных документов налогоплательщик неправомерно принимает в зачет суммы НДС и уменьшает сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Или же за счет создания отрицательного сальдо по НДС впоследствии возмещает себе сумму налога из бюджета.

Фиктивные документы используются как обоснование затрат и, соответственно, снижают налого-облагаемую прибыль.

Если будут выявлены фальшивые первичные бухгалтерские документы и сокрытие налоговой базы или не-уплата налогов, то могут быть применены финансовые санкции на основании статей 223, 224 НК в размере 20 % от суммы сокрытой налоговой базы или недоплаченного налога.

Налоговые органы инициируют камеральные налоговые проверки налогоплательщиков, имевших финансовые отношения с «обнальными конторами». Эти проверки проводятся на основании приказа руководителя налогового органа по вопросам правильности исчисления и уплаты одного налога – НДС.

Если в ходе проверки будет установлено, что сделка оспоримая и право на зачет НДС у налогоплательщика появилось за счет фиктивных документов, то налоговый орган принимает решение о том, что ранее налоговый орган скорректировал или отменил зачет по НДС верно.

Если налогоплательщик признал суммы недоимок и направил в налоговый орган уведомление об этом, то ему предоставляется рассрочка по погашению налоговой задолженности равными долями на 6 месяцев. При этом финансовые санкции не применяются.

 

– Те, кто попал в поле зрения налоговых органов по обнальным операциям, – есть ли у них шанс выйти из списков налогоплательщиков с высоким риском? Что для этого нужно сделать?

– Конечно, есть. ГНК разработал систему управления налоговыми рисками и выявления налогоплательщиков с высоким риском. Она утверждена и введена в действие постановлением КМ «Об управлении налоговыми рисками, выявлении налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговые риски, и об организации и проведении налоговых проверок» (N 1 от 7.01.2021 г.).

Компьютерная программа уже позволила путем обработки товарной номенклатуры, отраженной в ЭСФ, в сопоставлении со сведениями о банковских операциях выявить 396 организаций, занимавшихся сомнительными операциями и, соответственно, присвоила им высокий уровень налогового риска.

Налогоплательщики имеют право через персональный кабинет налогоплательщика направить в налоговые органы разъяснения по критериям уровня налогового риска. Эти разъяснения могут быть приняты во внимание при применении системы управления налоговыми рисками и корректировке уровня налогового риска (пп. 18, 19 Положения, прил. N 1 к ПКМ N 1).

 

Беседовал Олег ГАЕВОЙ.

Прочитано: 846 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика