В минувшем месяце столицу накрыла волна необоснованных задолженностей за холодную воду, потребляемую без счетчиков. В районных подразделениях ООО «Тошкент шахар сув таъминоти» («Сувсоз») граждане с оплаченными квитанциями за период мнимых долгов разбирались, в чем дело, толпились в очередях, нервничали, теряли время. Одна из причин возникшей проблемы – недостоверный учет потребителей. В базе данных поставщика появились «мертвые души»: приписки лиц, не проживающих и не прописанных по адресу абонентов.
Судя по постам в соцсетях и обращениям в газету, районные водоснабжающие организации ссылались на махаллинские комитеты, которые якобы передали им такую информацию. Поставщики просили оспаривающих начисления потребителей подтвердить прописку, представив справку формы N 17. Опять время, волокита, нервотрепка. Опять доказывать отсутствие «невидимок» по адресу абонента.
Возникает вопрос: при чем здесь махалля? Какими НПА установлены обязанность органа самоуправления граждан по проведению учета проживающих, передаче данных водоснабжающей организации?
Два пишем – три в уме
Правилами оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям (прил. N 2 к ПКМ N 194 от 15.07.2014 г.) предусмотрено, что сведения о количестве постоянно и временно прописанных жителях, необходимые для определения количества воды, израсходованной потребителями без счетчиков, водоснабжающие организации самостоятельно запрашивают и получают от органов внутренних дел (п. 17 Правил). Все предельно ясно. Но поставщик продолжает гонять потребителей за справками, хотя должен делать это сам, используя механизм электронного документооборота, установленного законодательством.
Согласно приведенной норме махалля не участвует в процессе сбора-передачи информации о постоянно и временно прописанных. Что получается реально? В многоквартирных домах сейчас проживают большое количество нанимателей. Многие из них не имеют временной регистрации и являются головной болью для поставщиков. При отсутствии счетчика – это неучтенные потребители. Правила устанавливают, что при проживании нанимателей оплата производится за количество фактически проживающих. Потребитель обязан в течение 5 дней с момента изменения числа проживающих письменно информировать об этом поставщика. Должен составляться трехсторонний акт между представителем Сувсоза, органом самоуправления граждан и основного владельца (п. 114 Правил). Делаются ли такие акты, сказать трудно. Но очевидно, что это стало формальным основанием для привлечения махаллинского комитета к учету. Видимо, по той причине, что орган самоуправления граждан ближе всех к жителям.
Получается, что документа, устанавливающего обязанность махаллей заниматься учетом, нет. Регламент их взаимодействия с поставщиком отсутствует. Ответственности за предоставление ему достоверных данных – тоже нет. Тогда, что там померещилось махалле, разбираться следует не абонентам, а компетентным органам.
На махаллю сегодня возложен непомерный объем не свойственных ей ранее задач, с которыми при всем желании справиться невозможно. Иногда она использует информацию домкомов, которые тем более не отвечают за достоверность данных. В законах нет правового понятия «домком», не определены их полномочия и ответственность. Отсюда неразбериха, потребители-«призраки», нереальные начисления. Все это создает почву для неправомерных действий.
Система спотыкается
Еще есть несколько причин, формирующих волну необоснованных задолженностей за воду.
В этом году поставщик изменил лицевые счета абонентов без широкого информирования их об этом. Это является нарушением условий договора, что также вызывает проблемы в оплате холодной воды.
Потребители приводят примеры, когда при заполнении квитанций об оплате работниками водоснабжающих организаций те часто допускают ошибки. Либо не могут правильно посчитать, либо лукавят в свою пользу. Поэтому квитанции надо проверять, а лучше заполнять самим. При оплате с помощью электронных платежных систем – сохранять или распечатывать чеки.
Часто при неправильных начислениях за воду поставщик ссылается на сбой или ошибку электронной системы данных. Что такое сбой системы? Тот же человеческий фактор: не то нажал, не то вбил, не так сделал. Потребители часто задаются вопросом: не выгодно ли это поставщикам, если сбои системы происходят с такой подозрительной регулярностью. Трудно даже представить, во что может вылиться введение недостоверных данных в интегрированную систему учета коммунальных услуг.
Кардинальное решение проблемы с приписками лишних людей, мнимыми задолженностями за воду при отсутствии счетчиков видится в повсеместной установке приборов учета, подключении их к автоматизированной системе учета и контроля. Частично в ситуации виноваты и сами потребители, которые не спешат установить водомеры.
Чтобы не было проблем
Чтобы у потребителей не возникло реальной задолженности, напомним, что до 10 числа они обязаны ежемесячно осуществлять 100-процентную пред-оплату за услуги водоснабжения за последующий месяц (п. 108 Правил).
При отсутствии приборов учета воды в квартирах, в которых не имеются зарегистрированные по месту постоянного проживания граждане, расчеты за услугу водоснабжения осуществляются по нормам потребления, с применением повышающего коэффициента к установленным тарифам в расчете: на одного человека в однокомнатной и двухкомнатной квартирах; на двух человек в трехкомнатной квартире; на трех человек в четырехкомнатной квартире; на четырех человек в пятикомнатной квартире, далее в аналогичном порядке в многокомнатных квартирах (п. 99 Правил).
Потребители обязаны передавать поставщику показания приборов учета воды ежемесячно с 23-го по 25 число текущего месяца (абз. 8 п. 123 Правил). В противном случае организация водоснабжения вправе производить начисление в данном и последующих расчетных периодах по среднесуточному расходу воды. При представлении потребителем последующих показаний производится перерасчет (п. 100 Правил).
Организация водоснабжения имеет право, за 7 дней письменно предупредив потребителя, прекратить полностью или частично подачу воды в случае неоплаты им услуги в установленные сроки (п. 127 Правил).