Norma.uz
Газета НТВ / 2019 год / № 52 / Приоритеты

Организационные основы аудита и финансового мониторинга экономической безопасности в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в Узбекистане

 

Актуальность проблемы борьбы с коррупцией и терроризмом создала необходимость организации системного международного сотрудничества по изучению опыта применения передовых форм и методов, в том числе в сфере аудита и мониторинга финансовых операций, для выявления рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в евразийских странах.

Настоящая статья посвящена совершенствованию в Узбекистане организационных основ аудита и финансового мониторинга экономической безопасности в данной сфере.

 

По решению стран «Большой семерки» в 1989 году была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Эта межправительственная организация вырабатывает мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Она также проводит оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые пересматриваются в среднем 1 раз в 5 лет, и 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, разработанные после 11 сентября 2001 года.

Декларация об учреждении Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) была подписана 6 октября 2004 года в Москве. Узбекистан, вначале имевший статус наблюдателя в ЕАГ, вошел в эту региональную группу в качестве государства-члена в 2005 году.

Создание ЕАГ для стран евразийского региона, не входивших в существующие региональные группы по типу ФАТФ, было призвано сыграть важную роль в деле снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, а также вовлечения их в международную систему ПОД/ФТ. В рамках новой структуры важно было организовать работу по техническому содействию государствам – членам ЕАГ в создании национальных систем ПОД/ФТ.

С 2004 года в Узбекистане принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих организационные основы аудита и финансового мониторинга экономической безопасности в борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Это Закон «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма», Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для аудиторских организаций (рег. МЮ N 2035 от 3.11.2009 г.).

Законом N ЗРУ-307 от 13.12.2011 г. ратифицировано Соглашение о ЕАГ.

В 2018 году образована Межведомственная комиссия по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельнос­ти, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПП-3947 от 20.09.2018 г.), а также утверждено Положение, регламентирующее ее деятельность (прил. N 2 к ПП-3947).

Вышеприведенные и другие принятые в эти годы нормативно-правовые акты отражают постоянное внимание Узбекистана, равно как и других евразийских стран, к разработке методов и приемов оценки рисков, организации и проведению работы в аудиторских организациях по борьбе с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

 

В рамках деятельности аудиторской организации, в ходе оказания профессиональных услуг по ведению бухгалтерского учета аудиторские организации принимают меры по определению, оценке и снижению таких рисков, а также документальному их фиксированию.

Эта работа проводится в соответствии с Рекомендациями по организации работы по оценке рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма и Методологией оценки таких рисков.

Риски выявляются на основе детального анализа всех бизнес-процессов аудиторской организации, клиента и его деловых связей, а также мотивированного суждения аудиторской организации, сформированного в процессе анализа всей имеющейся информации в отношении профессиональной услуги по ведению бух­учета о наличии угроз, уязвимости и возможных последствий. Для выявления рисков аудиторские организации используют всю доступную информацию о клиенте, его бенефициарных собственниках, источниках происхождения денежных средств или иного имущества.

При этом принимаются во внимание Рекомендации ФАТФ, результаты типологических исследований и руководящих документов ФАТФ и других международных организаций в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), международные стандарты аудита (МСА), публикации в научной и отраслевой литературе и иные материалы, посвященные выявлению наиболее характерных способов и методов легализации преступных доходов.

Учитывая важность рассматриваемого вопроса, Международная федерация бухгалтеров (IFAC–МФБ) внесла дополнительные требования в ряд международных стандартов аудита (ISA–МСА):

  • МСА 240 «Обязанности ауди­тора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности». Информирование руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление (пп. 40–42); Руководство по применению и прочие пояснительные материалы (подп. «а» п. A59);
  • МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление». Роль информационного взаимодействия (п. 7);
  • МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита». Информирование об искажениях и их исправление (пп. 8, 9); Руководство по применению и прочие пояснительные материалы (п. A11);
  • МСОП 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов». Разработка и выполнение процедур (подп. «a», «d» п. 52); Информационное взаимодействие с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление (подп. «а» п. A63).

Эти стандарты дополнены одинаковыми дополнительными требованиями следующего содержания:

«В некоторых юрисдикциях законы или нормативные акты могут ограничивать информационное взаимодействие аудитора с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление, по определенным вопросам. Законом или нормативным актом может быть, в частности, запрещено сообщать информацию или осуществлять какие-либо другие действия, которые могут помешать проведению расследования соответствующим уполномоченным органом по факту совершенного или предполагаемого незаконного действия, включая предупреждение организации. Например, в случае, когда аудитор обязан сообщить о выявленных недобросовестных действиях соответствующему уполномоченному органу согласно требованиям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В данных обстоятельствах вопросы, рассматриваемые аудитором, могут вызвать затруднения и аудитор может счесть необходимым прибегнуть к услугам юриста».

Исходя из этих дополнительных требований аудиторы в своих рабочих документах при проведении аудита по МСА обязаны отражать наличие (отсутствие) обстоятельств, влияющих на риски ПОД/ФТ.

Аудиторские организации представляют в Министерство финансов Республики Узбекистан всю имеющуюся информацию о выявленных рисках для ее последующего обобщения с учетом угроз на основе материалов и статистики правоохранительных органов.

Минфин в ходе оценки рисков:

  • собирает и обобщает сведения о выявленных рисках, в том числе на основе сведений об аудиторской деятельности, ежегодно представляемых аудиторскими организациями в МФ РУз;
  • выявляет риски в ходе осуществ­ления своих функций в сфере регулирования аудиторской деятельности;
  • обеспечивает взаимодействие с Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре РУз в части информирования аудиторских организаций об угрозах, в том числе о типологиях совершения преступлений, по легализации доходов, полученных прес­тупным путем, и финансированию терроризма.

Обобщенная информация направляется в Департамент для подготовки консолидированного отчета о национальной оценке рисков.

Основными задачами Департамента, в частности, являются:

  • организация взаимодействия и обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, международными профильными и иными организациями по вопросам борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией, а также противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
  • осуществление комплексного анализа деятельности по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, легализацией преступных доходов, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения, выработка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;
  • проведение широкой разъяснительной и профилактической работы по предупреждению экономических и коррупционных правонарушений, отмывания денег и финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Проводя разъяснительную и профилактическую работу, Департамент взаимодействует со средствами массовой информации и широкой общественностью, информирует их о результатах своей деятельности, организует в этих целях семинары, брифинги, пресс-конференции, круглые столы и иные мероприятия.

Все это подтверждает, что в Узбекистане не только созданы, но и постоянно совершенствуются организационные основы аудита и финансового мониторинга экономической безопасности страны в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

 

Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА,

председатель Совета НАБА Уз.

 

Прочитано: 824 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика