Norma.uz
Газета НТВ / 2019 год / № 23 / Таможня

«Цифровая таможня» как новая модель деятельности

 

На пресс-конференции, состоявшейся в Государственном таможенном комитете, обсуждалось значение информационно-коммуникационных технологий и интерактивных услуг, внедряемых таможенной службой для облегчения деятельности субъектов предпринимательства. В ней участвовали представители СМИ, бизнес-сообщества, литовской таможенной службы Раймондас Терминас и Светлана Мисиюн, прибывшие в Узбекистан в качестве экспертов финансируемой Европейским Союзом Программы содействия управлению границами в Центральной Азии (БОМКА). Также присутствовали руководители функциональных управлений ГТК.

 

 

Внедрение и адаптация современных инст­рументов таможенного администрирования – одна из приоритетных задач, поставленных государством перед таможней в целях создания стабильных и благоприятных условий для развития внешней торговли и проведения эффективного таможенного контроля. Необходимость их применения обусловлена быстрым увеличением объема товарооборота, усложнением его структуры и желанием участников внешнеторговых операций свести к минимуму потери времени и материальных средств в ходе таможенного оформления товаров.

Выступивший перед участниками первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета РУз Анвар Асамов отметил, что таможенная служба последовательно реализует планы по развитию электронных решений и услуг и дальнейшему внедрению цифровых технологий в целях модернизации методов работы таможни. Это делает их более удобными и прозрачными для участников ВЭД.

В настоящее время 24 интерактивные услуги, оказываемые таможенными органами, размещены на госпортале my.gov.uz. К примеру, воспользовавшись услугой «Авто» или «Железнодорожный», предприниматель, введя номер автотранс­портного средства либо железнодорожного вагона, может получить такие сведения, как на­именование таможенного поста, через который запрашиваемый объект въехал или выехал, на каком посту ВЭД он находится, дату въезда и выезда, а также номер книжки контроля доставки грузов. В 2018 году услугой воспользовались 255 184 раза, а за истекший период этого года – 172 668 раз.

 

Интерактивные услуги предоставляются бесплатно, ими можно воспользоваться в любое время суток. Сайт ГТК предоставляет широкий спектр информации, полезной для участников внешнеэкономической деятельности. В частности, анализ затрачиваемого времени на таможенное оформление автотранспорта, пересекающего таможенные посты РУз. Ежемесячно публикуются сводные сведения в разрезе приграничных таможенных постов по всем видам авто (легковые, грузовые, автобусы). Также по итогам каждого месяца публикуются среднемесячные данные в разрезе каждого таможенного поста о времени, затрачиваемом на таможенное оформление при экспорте и импорте товаров и транспортных средств участниками ВЭД.

С 10 мая этого года запущена услуга по предоставлению интерактивной информации об экспортируемых из Узбекистана овощах и фруктах. Теперь предприниматели имеют возможность в режиме реального времени отслеживать, сколько сельхозпродукции, из какого региона государства, каким транспортом и в какие страны экспортировано. На сайте также публикуется Реестр недобросовестных экспортеров плодоовощной продукции.

 

C недавних пор участники ВЭД могут уплачивать таможенные платежи оперативно и удобным способом – не заходя в банки и не покидая своих рабочих мест, посредством платежных систем Click, Payme или Upay.

 

 

 

Благодаря внедренной с 1 марта текущего года Автоматизированной системе управления рисками (СУР) полный таможенный конт­роль производится лишь в отношении товаров и транспортных средств, имеющих высокий показатель уровня риска или определенных случайным выбором. По приведенной начальником Управления по мониторингу и оценке рисков ГТК РУз Ильхомом Мухторовым информации, за прошедший период 2019 года 82 % экспортных и 59 % импортных деклараций были оформлены без досмотра, ограничившись проверкой документов. По данным на 6 мая, в упрощенном порядке экспортировано плодо­овощной и текстильной продукции более чем на 21 млн долл. США. Он обратил внимание на то, что нахождение в «зеленом» коридоре дает ряд существенных преимуществ при таможенном оформлении. Как тут не вспомнить, как еще недавно «скоропорт» простаивал на границе по нескольку суток.

В ходе пресс-конференции наш спецкор поинтересовалась, почему на практике не применяется «синий» коридор?

– Этот коридор предусмотрен для товаров, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором, после их выпуска, – пояснил Мухторов. – То есть в отношении них предполагается постаудит. Ввиду того, что в действующем законодательстве нет такого понятия, применение «синего» коридора пока невозможно. Однако уже подготовлен проект документа, предусматривающего внедрение такой процедуры, регламент проведения контроля товара после его выпуска. После принятия проекта «синий» коридор будет применяться в полном объеме.

В результате внедрения СУР создана возможность проводить целевой отбор товаров для таможенного контроля, определять добросовестных участников ВЭД, а также разрабатывать критерии и порядок применения упрощенных таможенных процедур. Постановлением Кабинета Министров N 363 от 29.04.2019 г. ГТК поручено до 1 июня в порядке эксперимента отобрать юрлиц, соответствующих критериям, для включения в Реестр уполномоченных экономических операторов.

 

Как обстоит дело с его формированием, рассказал заместитель начальника управления по внедрению передовых и инновационных методов таможенного администрирования ГТК РУз Фарход Алимжонов. Уже около 20 участников ВЭД подали обращение об их включении в Реестр. Сейчас их проверяют на соответствие критериям.

 

 

Информационная система таможенных органов – уникальный инструмент в области взаимодействия государства и бизнеса. Автоматизирована существенная часть процессов, в той или иной степени связанных с таким взаимодействием в процессе совершения таможенных операций. В качестве примера можно привести личный кабинет участника ВЭД, который реализован на базе портала ГТК. В результате участник ВЭД в любой точке мира может получить через Интернет информацию о таможенном оформлении и о состоянии своих расчетных счетов, подать декларацию на товары или какую-либо отчетность, разместить свои документы либо посмотреть их в электронном массиве, подать заявку на включение в Реестр. Как показывает практика, предоставляемые таможней сервисы востребованы. Немаловажно и то, что пользователь может зайти в свой личный кабинет с помощью логина и пароля Единого портала гос­услуг, если он там зарегистрирован.

 

Комитет ориентирован на внедрение перспективных технологий для повышения эффективности своей деятельности и качества предоставляемых услуг конечному потребителю. Их внедрение и использование уже позволило таможенной службе добиться существенных результатов в реализации своих повседневных задач, направленных на обеспечение экономической безопасности и совершенствование таможенного регулирования внешней торговли. Однако на фоне стремительного прогресса информационного общества, усиления процессов глобальной интеграции и широкого применения IT Правительство ставит перед таможенной службой новую задачу – повысить качество и доступность госуслуг в таможенной сфере. Один из способов повысить качество таможенных услуг – это переход на такие современные технологии, как предварительное информирование, применение информационного обмена на наиболее проблемных направлениях международного товарооборота для обеспечения безопасности и облегчения процедур, обеспечение соответствия наших систем учета информационным системам зарубежных стран. С таможенными администрациями 8 стран уже подписаны меморандумы по интеграции информационных систем. Ведется проработка вопроса с таможнями Афганистана, Кыргызстана, Южной Кореи и Турции.

Использование ИКТ в таможенных услугах также позволит объединить ЕЭИСВО с информационными системами заинтересованных уполномоченных органов, подключить к ней все организации, задействованные в сфере ВЭД, для развития механизма единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Такое взаимодействие можно считать движением в сторону сервиса, избавляющего пользователей от необходимости собирать документы в разных ведомствах.

 

Государственный таможенный комитет продолжает расширять набор интерактивных услуг. Сейчас в элект­ронном виде можно подать только те документы, которые касаются декларирования и отчетности, требуемые для совершения таможенных операций. Но от бизнеса поступают предложения перевести в электронный формат всю деловую переписку с ГТК. Возможно, в ближайшей перспективе таможенники начнут проработку этой темы. Также рассматривается возможность создания мобильного приложения «Акт таможенного досмотра».

Эволюцию развития IT в деятельности таможни условно можно обозначить следующими этапами: «безбумажная» (таможенная очистка посредством подачи электронной декларации) – «электронная» (сбор, аккумулирование, анализ рисков в электронном виде) – «цифровая» (обработка большого объема данных, практически полная автоматизация с минимальным участием должностного лица таможенного органа).

Также участникам встречи предоставили подробную информацию о мерах, принимаемых для обеспечения таможенных органов современными техническими средствами таможенного контроля, широко используемыми в мировой практике.

Таможенники ответили на вопросы журналистов и представителей бизнеса.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш спецкор.

 

Прочитано: 275 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2018 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика