Norma.uz
Газета Норма / 2017 год / № 39 / Дом, в котором мы живем

Меры по сокращению задолженности приносят результаты

 

За 3 месяца с начала деятельности Бюро принудительного исполнения задолженность за потребленные природный газ и электроэнергию (далее – энергоресурсы) сократилась на 154,3 млрд сум. Это стало результатом реализации комплекса мер, направленных на укрепление платежной дисциплины в сфере поставки и потребления энергоресурсов, а также совершенствования системы исполнительного производства.

Напомним, что Бюро было создано при Генеральной прокуратуре Указом Президента
№УП-5059 от 29.05.2017 г. Оно стало правопреемником упраздненного Судебного департамента, ранее действовавшего при Министерстве юстиции. Помимо обеспечения безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов, ведения достоверного учета исполнительных документов, взысканных средств, на него возложены также особые полномочия, не свойственные для института исполнительного производства. Среди них – задача по обеспечению полноты и своевременности платежей за энергоресурсы, сокращение задолженности потребителей, выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям и т.д. Работники Бюро задействованы практически на всех этапах учета сбыта и потребления энергоресурсов.

 

Чем было обусловлено создание новой структуры? Достаточно сказать, что дебиторская задолженность за потребление природного газа и электроэнергии на ­момент создания Бюро превышала 7,8 трлн сум. За этим стояли серьезные проблемы, не позволяющие эффективно развиваться электроэнергетической и газовой отраслям. Поставщики не принимали достаточных мер по соблюдению договорных обязательств потребителями, многие из которых не платили за полученные энергоресурсы. Затягивались сроки внедрения автоматизированных систем контроля и учета объемов поставки-потребления энергоресурсов, без чего невозможно наладить достоверный учет, своевременные взаиморасчеты. Из-за колоссальной задолженности медленно обновлялись изношенные линии электропередачи, трансформаторные подстанции и пункты, газопроводы, прочая инфраструктура. Как следствие – увеличение технологических потерь, систематические перебои с поставкой энергоресурсов, особенно в регионах. Оперативно отслеживать в режиме он-лайн состояние задолженности не позволял низкий уровень развития системы электронных платежей. К чрезмерному росту дебиторской задолженности привела также ведомственная бесконтрольность работы контролеров АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз». Оставляла желать лучшего работа поставщиков по взысканию платежей за энергоресурсы. Зачастую они подавали в суды заявления о взыскании несуществующих задолженностей. В результате за выявленные правонарушения, совершенные в 2016 году и в I квартале 2017-го, к уголовной ответственнос­ти привлечены 665 сотрудников АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз».

Проблемы требовали принятия кардинальных мер по их устранению, сокращению дебиторской задолженнос­ти. Были разработаны механизмы безусловного соблюдения договорных обязательств в сфере поставки и потребления энергоресурсов, исполнения судебных актов и актов иных органов. Бюро была передана часть функций электро- и газоснабжающих организаций.

Это был беспрецедентный шаг, обусловленный необходимостью радикального решения годами копившихся проблем, тормозящих эффективное развитие отраслей. Аналогов новой структуре в стране не было. Бюро получило широкие права в плане обеспечения мер по взысканию задолженности за потребленные энергоресурсы, укреплению платежной дисциплины, усилению ответственности в сфере энергоснабжения.

Возможно, эти меры могли показаться кому-то слишком жесткими. Но столь решительный и твердый подход к выполнению возложенных на Бюро задач вполне оправдан в сложившейся ситуации и осуществляется в рамках действующего законодательства. В комплексе возложенных на новую структуру мер – безусловное соблюдение принципа неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере поставки, потребления и взаиморасчетов за энергоресурсы. Другими словами, если потребитель получил коммунальный продукт, он должен заплатить за него в установленный срок, иначе будет нести ответственность по всей строгости закона.

Первые шаги Бюро вселяют надежду на перелом ситуа­ции к лучшему. И не только на макроуровне в плане сокращения огромной дебиторской задолженности, но и на уровне рядовых потребителей. Ведь их отношения с поставщиками газа и электроэнергии были далеко не безоблачными, и у добросовестных плательщиков часто возникали проблемы при расчетах. Например, при своевременной оплате потребленных ресурсов могла начисляться огромная задолженность, которую поставщики отказывались обосновывать. Или в базе данных появлялись приписки числа проживающих, не соответствующие действительности, и т.п. При этом доказать что-либо (даже в судебном порядке) было сложно, и зачастую потребители оставались с проблемой один на один.

Пожалуй, сейчас многие из них почувствовали себя более защищенными, поскольку специалисты Бюро проводят сверку данных по задолженности, представляемых им поставщиками, выявляют ложные сведения, необос­нованные начисления. Что очень важно, эти факты предаются гласности, о них говорят открыто. До граждан доводится, что главное – это соблюдение законности и за ее нарушение придется отвечать всем – от рядовых потребителей до руководителей ведомств.

На вопросы наших читателей о деятельности новой структуры отвечает начальник отдела координации взыс­кания задолженности в сфере электроснабжения Бюро Юнус Муталиев.

 

Меры жесткие, но оправданные

– Юнус Мамматкаримович, какие меры принудительного взыскания задолженности за потребленные энергоресурсы применяет Бюро?

– Бюро получило право проверять полноту и достоверность учета поставки, потребления и своевременность оплаты энергоресурсов без согласования с Респуб­ликанским советом по координации деятельности конт­ролирующих органов.

Вначале физическим и юридическим лицам направляются обязательные для исполнения предписания о погашении задолженности. В случае их неисполнения в течение 5 дней потребители отключаются от электро- и газовых сетей. При повторном подключении после погашения задолженности взимается плата с физлиц в размере 2 минимальных размеров заработной платы (МРЗП), с юридических лиц – 10 МРЗП. Предприятиям электроснабжения направляются предписания об отключении отдельных потребителей от сетей напряжением 6–10 кВ и выше.

В соответствии с законодательством Бюро вправе применять и другие меры взыскания задолженности. В их числе – внесение в министерства, ведомства, другие организации, а также в органы самоуправления граждан представлений об устранении причин, способствующих совершению правонарушений при поставке и потреблении энергоресурсов, о принятии мер общественного воздействия в отношении потребителей-должников.

Бюро получило право выставлять обязательные для исполнения инкассовые поручения о бесспорном взыскании задолженности за поставленные энергоресурсы с банковских счетов потребителей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; направлять работодателям обязательные для исполнения требования об удержании из зарплаты работников (потребителей) задолженности за энергоресурсы в сумме, не превышающей 2 МРЗП.

Кроме того, если потребитель не реагирует на извещение о погашении задолженности и отключении от сети, Бюро вправе обращаться в суд в установленном законодательством порядке.

– База данных поставщиков не гарантировала достоверности учета. Как выявляется необоснованная задолженность, производится сверка, контролируются реальный учет, расхождения между объемами поставки и потребления энергоресурсов? В чем причины дисбаланса?

В данный момент Бюро использует базу данных поставщиков энергоресурсов, но формируется Единая биллинговая система жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения. Идет работа по созданию Единой системы межведомственного электронного взаимодействия по взысканию задолженности, которая будет интегрирована с базами данных ведомств о задолженности потребителей. Межведомственные рабочие группы проводят инвентаризацию всего жилого и нежилого фонда для получения достоверной информации о потребителях, их реальной задолженности или ее отсутствии, других характеристиках. Бюро вправе проводить мониторинг исправности приборов системы контроля и учета потребления энергоресурсов.

Совместно с Центробанком разработаны механизмы обеспечения поступления денежных средств в течение 1 дня на корреспондентский счет соответствующего филиала банка. Данные банков сопоставляются с данными поставщиков. Анализируются ежемесячно представляемые АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» сведения о наличии расхождений между объемами потребления энергоресурсов и их поставки. На основе анализа совместно с предприятиями электро- и газоснабжения принимаются меры по выявлению причин образования расхождений, вносятся предложения по их устранению. Виновные привлекаются к ответственности. Причинами дисбаланса могут быть хищение энергоресурсов, а также естественные явления – технические потери на линиях электропередачи, в газотранспортных сетях.

 

Нарушил? Ответишь

– Какие нарушения в сфере потребления энергоресурсов выявляются работниками Бюро и какие меры принимаются по ним?

– Наиболее характерными из них являются несвоевременная оплата потребленных энергоресурсов, использование неисправных приборов учета, незаконное подключение к электрическим и газовым сетям, хищение газа и электроэнергии.

Можно привести несколько примеров нарушения законности поставщиками энергоресурсов, выявленных работниками Бюро. Это злоупотребление служебным положением, хищение средств, мошенничество, должностная халатность. Так, должностные лица «Амударётумангаз» с 2008 года до июля 2017-го незаконно внесли ложные сведения в программу «Газ Биллинг» о наличии задолженности 1 036 семей в размере 379,4 млн сум. Искажение данных, формирование искусственной задолженности были на руку недобросовестным поставщикам. Или аналогичный пример, когда работники «Шофирконгаз» также включили недостоверные данные в программу «Газ Биллинг» о задолженности населения на общую сумму в 1,9 млрд сум. Должностные лица Куштепинского ПЭС приписали в базе данных программного комплекса «Электроучет» мнимую задолженность населению в размере 5,6 млрд сум., фермерским хозяйствам – 232,6 млн сум. и необоснованно удалили сведения о задолженнос­ти абонентов на 244,9 млн сум.

Выявляются факты незаконного подключения к элект­ро- и газовым сетям. Например, Н.Акромов организовал в Алмазарском районе Ташкента подпольный цех, который незаконно подключил к энергоснабжающим сетям. Причиненный его действиями ущерб составил 205,9 млн сум. Убытки от незаконного подключения к сетям У.Кахарова из Каттакурганского района Самаркандской области составили 165,9 млн сум. В Сырдарьинском районе Сырдарьинской области работники ООО «Sirmetal» аналогичным образом причинили ущерб на 101,8 млн сум.

На 8 сентября 2017 года подразделениями Бюро в целях взыскания задолженности и возмещения причиненного ущерба потребителям были направлены 5,2 млн требований о погашении задолженности; работодателям внесены 184 718 требований об удержании задолженнос­ти из заработной платы должников; выставлены инкассовые поручения на расчетные счета 42 500 юридических лиц, имеющих задолженность; в суды направлены 12 292 исковых заявления; внесены 1 843 представления о применении мер общественного воздействия. За несвоевременные расчеты и незаконные подключения 98 153 потребителя отключены от электро- и газовых сетей.

Кроме того, по результатам выявленных нарушений органами Бюро возбуждены 138 уголовных дел по фактам хищения энергоресурсов, 4 900 дел об административных правонарушениях.

 Какова дебиторская задолженность юридических и физических лиц за потребленные энергоресурсы?

– Задолженность физлиц на момент создания Бюро составляла более 4 трлн сум., юридических лиц – 3,8 трлн сум.

Надо полагать, что это «плавающие» цифры, если учесть недостоверность учета в прошлом, незаконные начисление и списание поставщиками задолженности в базе данных и т.д.

 

Что остается за поставщиками?

– На работников Бюро возложена часть функций поставщиков энергоресурсов. Что остается за газо- и электроснабжающими предприятиями?

– АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» несут ответственность за обеспечение потребителей энергоресурсами в соответствии с заключенными договорами; достоверность информации об объемах реализованных энергоресурсов, сведений о дебиторской и кредиторской задолженности. Они отвечают также за ремонт и эксплуатацию сетей до границ раздела с потребителями. В их компетенции – замена, установка, обслуживание приборов учета потребления энергоресурсов, а также их опломбировка совместно с работниками Бюро. Поставщики выдают технические условия, подключают новых потребителей к электрическим и газовым сетям. По обязательному предписанию Бюро в установленном порядке они отключают отдельных потребителей электроэнергии от сетей напряжением 6–10 кВ и выше.

– Иногда поставщики начисляли потребителям задолженность за 5–8 лет. Правильно ли это? За какой максимальный период может начисляться задолженность за потребленные энергоресурсы?

– Согласно статье 150 Гражданского кодекса общий срок исковой давности составляет 3 года. Поставщик вправе предъявлять требование за любой период, в том числе в суде, но ответчик должен до вынесения судебного решения заявить о применении срока исковой давности.

 

В чьей компетенции отключение от сетей?

– Предполагается ли в каких-то случаях реструктуризация задолженности за газ и электроэнергию с последующим ее погашением в течение нескольких лет либо ее списание? Либо списание штрафа, пени в отношении юридических лиц и неплатежеспособных физических лиц?

В настоящее время этот вопрос Бюро не рассматривает.

– Кто имеет право отключать-подключать должников от сети электро- и газоснабжения, устанавливать приборы учета, подключать к сетям после проведенной поверки? Не является ли нарушением, если это делают самостоятельно представители поставщиков?

В соответствии с Положением о порядке отключения потребителей от электрических и газовых сетей (прил. №2 к ПКМ №484 от 10.07.2017г.) отключение и их повторное подключение осуществляет Бюро (при необходимос­ти – с привлечением специалистов АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»). Исключение составляют случаи, когда поставщики отключают потребителей от электро- и газовых сетей по их заявлениям, в аварийном режиме, а также отключения поставщиком отдельных потребителей электрической энергии от сетей напряжением 6–10 кВ и выше по обязательным предписаниям Бюро. При нарушении этого порядка следует обращаться по телефону доверия Бюро 1107.

Приборы учета устанавливают работники поставщиков энергоресурсов при участии государственных инспекторов по контролю за порядком использования электрической энергии и природного газа отделов Бюро районов и городов. Кроме того, электро- и газовые счетчики пломбируются представителями поставщиков совместно с госинспекторами Бюро. Следует отметить, что пломбы отличаются высокой степенью защиты от внешнего воздействия и отличительным знаком. Госинспектор Бюро должен присутствовать также при установке и пломбировке счетчика, прошедшего поверку.

 

Поставщики не вправе взимать плату при поквартирных обходах

– Есть ли изменения в порядке оплаты потребления газа и электроэнергии? Могут ли представители поставщиков самостоятельно взимать плату за энергоресурсы?

Существенных изменений в системе оплаты не произошло. Потребители – физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце. При наличии задолженности по истечении этого срока они подлежат обязательному отключению от электрических и газораспределительных сетей в установленном порядке.

Сохраняются кассы в офисах электро- и газоснабжающих организаций, оплата в отделениях банков, электронная система оплаты, выездные кассы, поквартирные обходы с целью проверки оплаты. Открыты кассы в отделах Бюро районов и городов.

В настоящее время работники электро- и газоснабжающих организаций могут проводить поквартирный обход только в качестве специалистов совместно с работниками Бюро. При этом они не имеют права взимать плату. Следует отметить, что взимание платы путем поквартирного обхода инспекторами Бюро осуществляется только через терминалы безналичных расчетов, а выездными кассами – в любой удобной форме.

Работники ТЧСЖ также вправе взимать плату за газ и электроэнергию при условии, что они оформлены кассирами банков, с обязательным оформлением квитанций установленного образца.

 

Не подписываешь акт – обоснуй мотивы

– Как при поквартирном обходе или оплате в выездной кассе потребитель может убедиться, что перед ним работники Бюро?

– Работники Бюро, имеющие классные чины и специальные категории, носят соответствующую форменную одежду и знаки различия. Им выдаются служебные удостоверения и жетоны.

 – Предположим, потребитель оспаривает наличие у него задолженности и собирается подать в суд. Будет ли он отключен от подачи электроэнергии и газа на весь период судебного разбирательства?

– Если потребитель отключен от подачи электроэнергии и газа, до вступления в силу решения суда, отменяющего решение Бюро, он будет оставаться отключенным от сетей электро- и газоснабжения.

– Потребитель не согласен с тем, что его собираются отключить от энергоресурсов за неоплату и не хочет подписывать акт. Как регулирует этот вопрос законодательство?

– Согласно постановлению КМ №484 при отключении потребителей от электро- и газовых сетей госинспектор Бюро составляет акт в 2 экземплярах, один из которых вручается потребителю. Если потребитель отказывается подписывать акт, в нем делается соответствующая запись. Отказ должен быть удостоверен двумя свидетелями либо представителем органа самоуправления граждан. При этом потребитель имеет право изложить в акте свои объяснения, замечания, а также мотивы отказа ­подписать акт.

– При поквартирных обходах должники могут не открывать двери работникам Бюро. Какие действия с их стороны правомерны в таких случаях?

– Требование об уплате задолженности представители Бюро вручают потребителю под роспись, а в его отсутствие – любому совершеннолетнему лицу, проживающему с ним в одной квартире (частном доме), либо направляют заказным письмом с уведомлением. Отсутствие должника не освобождает его от ответственности по уплате задолженности за потребленные энергоресурсы.

В соответствии с требованиями постановления КМ №484 в случае неисполнения предписаний Бюро, в том числе недопуска его представителей к приборам учета потребления электроэнергии и природного газа для снятия показаний, потребитель отключается от электрических и газовых сетей.

 

Предполагается переоформление договоров

– По каким телефонам потребитель может обращаться в случае возникновения конфликта с работниками Бюро?

В Бюро действует телефон доверия 1107, по которому потребитель может сообщить о неправомерных действиях сотрудника Бюро.

– Являются ли возложенные на Бюро задачи по укреплению платежной дисциплины в сфере энергоресурсов временной мерой, пока не изменится ситуа­ция к лучшему?

– Бюро несет ответственность за обеспечение полноты и своевременности поступления платежей за энергоресурсы, сокращение задолженности потребителей.

Даже после выполнения задач по кардинальному сокращению дебиторской задолженности, решения проб­лем в электро- и газоснабжении останется потребность в органе, обеспечивающем контроль за платежной дисциплиной потребителей.

– Предполагается ли заключение новых договоров между поставщиками и потребителями на поставку электроэнергии и природного газа?

  Указом Президента №УП-5059 Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» поручено в 3-месячный срок унифицировать ведомственные базы данных собственников недвижимого имущества. После этого в течение 2 месяцев соответствующие ведомства должны обес­печить переоформление договоров с потребителями.

– Благодарю за интервью.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 640 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика