Все финансово-хозяйственные операции предприятия должны быть документально оформлены. Приобретение основных средств, сырья, товаров, их реализация и отгрузка, денежные платежи и выплаты, производство продукции, перечисление налогов – эти и другие операции нужно отразить в учетной документации. Таково требование статьи 14 Закона «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) и пункта 2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (рег. МЮ №1297 от 14.01.2004г., далее – Положение №1297).
Важность учетной документации подчеркивает и Налоговый кодекс. Первичные документы, бухгалтерские регистры и иные документы являются «основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогов и других обязательных платежей» (ст.41 НК). Учетная документация необходима и для подтверждения доходов и расходов (ч.3 ст.42 НК).
Таким образом, и бухгалтерский учет, и налогообложение невозможны без учетных документов. Поэтому за их отсутствие или неправильное заполнение и вытекающие из этого налоговые и бухгалтерские ошибки придется нести ответственность.
Избежать штрафов и грамотно организовать работу с первичными документами и бухгалтерскими регистрами вам помогут рекомендации, подготовленные Шарофитдином ХАЙДАРОВЫМ, начальником управления методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РУз.