Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 43 / Таможня

Виртуальная таможня

 

25 октября – своего рода профессиональный праздник таможенников страны. В этот день в 1991 году Указом Президента «Об образовании Таможенного комитета Республики Узбекистан» были заложены основы современной таможенной службы. С тех пор она стоит на страже экономических интересов нашего суверенного государства.

 

 

 

 

В сравнении с историей Великого шелкового пути 25 лет – это миг, но его свершения столетиям сродни. У первых таможенников не было ни должного опыта, ни знаний, служба была слабо оснащена, но они добросовестно выполняли свой долг. У них даже своей формы не было – на пост выходили в милицейской, чтобы на границе их можно было отличить. Впрочем, и сама граница-то была обозначена лишь вагончиком на международной трассе. Могли ли они тогда думать, что через два с половиной десятка лет декларирование будет безбумажным в отсутствие участника ВЭД, передвижение транспорта можно отследить виртуально, сведения о грузах получить предварительно. А совещание сотрудников таможенных органов провести с по­мощью видео-технических средств.

За короткий для истории период – 25 лет – таможенная служба Узбекистана прошла путь от переносных вагончиков на границе до современных таможенных постов и комплексов, оснащенных всем необходимым оборудованием и техническими средствами таможенного контроля. Органичной и мощной составляющей процесса ее модернизации являются современные информационные технологии. Они демонстрируют колоссальные изменения в таможенной сфере. Об этих переменах, практике применения и новых направлениях совершенствования безбумажного информационного взаимодействия таможенных органов и заинтересованных лиц, а также о том, что таможенное ведомство в сфере информатизации уже реализовало, а что планирует внедрить в ближайшей перспективе, узнали участники состоявшейся в ГТК пресс-конференции «Интерактивные услуги, оказываемые таможенными органами через Интернет». В ней благодаря видеоконференцсвязи участвовали представители не только центральных СМИ, но и региональной прессы, сотрудники территориальных управлений ГТК.

 

Начальник управления по внедрению информационно-коммуникацион­ных технологий ГТК Абдусобиржон ­САИДОВ сообщил, что в настоящее время к Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) подключены все подразделения ГТК. ЕАИС включает в себя 35 автоматизированных информационных систем (АИС). На 22 из них получены сертификаты, свидетельствующие о регистрации информационной системы государственного органа. Двуединая задача этих систем – максимальное ускорение таможенного оформления с одновременным повышением эффективности таможенного контроля.

 

1 июля 2013 года создан Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), являющийся единой точкой доступа населения и субъектов предпринимательства к интерактивным услугам госорганов. К Единому порталу подключено более 600 государственных органов и оказывается более 250 видов интерактивных госуслуг.

Согласно рейтингу, озвученному по итогам Недели ИКТ ICTWEEK Uzbekistan 2016, два IT-продукта таможенной службы вошли в первую десятку наиболее востребованных интерактивных услуг госорганов страны в 2016 году. Первое место занимает услуга «Представление данных по внешнеторговым контрактам в Единую электронную информационную систему внешнеторговых контрактов» (подано более 167,8 тыс. заявок), на четвертом месте – «Акт сверки по таможенным платежам» (подано более 8,9 тыс. заявок).

 

 

Электронное декларирование: груз – реален, документ – виртуален

 

С 1 января 2013 года субъекты предпринимательства получили право по своему выбору осуществлять таможенное оформление товаров в электронной форме (ПКМ №370 от 29.12.2012г.). АИС по приему ГТД «Электронное декларирование» позволяет декларантам дистанционно подготовить, проверить и представить в таможенные органы декларацию и все прилагаемые к ней документы через сеть Интернет. Применение электронного декларирования выгодно как таможенной службе, так и бизнесу. Уже одно то, что не нужно привозить в таможенный орган декларацию на бумаге «с подписью и печатью», а можно прислать ее по электронной почте, позволяет предпринимателям работать в более комфортном режиме. Полковник таможенной службы Саидов отметил, что это совершенно новый вид взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, обеспечивающий более высокую культуру и эффективное использование трудовых ресурсов за счет технических средств и информационных технологий.

Так, к примеру, если в 2013 году на приобретение бланков ГТД участниками ВЭД было затрачено 1,229 млн сум., то с 2014 года средства на это исключены из их расходов. В 2013 году общее число представленных элект­ронных ГТД составляло 39,2%, за 9 месяцев 2016 года – уже 99,9%.

Переход на электронное декларирование позволяет предпринимателям ежегодно экономить около 60 т бумаги. Также в 4,7 раза сокращено время, затрачиваемое на таможенное оформление. Если раньше эта процедура занимала 8,5 дня, то сейчас – 1,8.

 

 

Для автоматизации бизнес-процессов

 

В целях создания благоприятных условий для бизнеса, снижения коррупциогенного фактора со стороны таможенников посредством сокращения непосредственного контакта участника ВЭД с таможенным инс­пектором ГТК на сегодня внедрены 16 интерактивных услуг. Они оказываются через официальный веб-сайт ГТК (customs.uz), а также на Едином портале интерактивных государственных услуг (my.gov.uz).

С 1 сентября 2014 года субъекты предпринимательства осуществляют ввод данных по внешнеторговым контрактам в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи (ПКМ №199 от 21.07.2014г.). Это одна из наиболее востребованных интерактивных услуг. Единая электронная информационная система внешнеторговых операций (ЕЭИС ВО) является межведомственной системой передачи, обмена и хранения информации, необходимой для осуществ­ления контроля внешнеторговой деятельности. Она обеспечивает информационное взаимодействие между министерствами и ведомствами. Благодаря этой системе предпринимателю не нужно ставить на учет контракты в разных организациях, как это было раньше. Достаточно единожды отправить соответствующие документы в ЕЭИС ВО. Так, в 2015 году в ЕЭИС ВО было представлено свыше 137 тыс. контрактов (в том числе допсоглашений), что составило 99,9% от их общего числа. За 9 месяцев текущего года число зарегистрированных в системе конт­рактов превысило прошлогодние показатели на 76,7 тыс.

Еще одной популярной интерактивной услугой является сверка по таможенным платежам. Оно и понятно. Участники ВЭД могут без личного посещения таможенного органа виртуально проверить наличие собственных средств, расчеты по платежам. В 2014 году осуществлено более 5 тыс. сверок по таможенным платежам, в 2015 году – свыше 8 тыс., а за 9 месяцев 2016 года – их число превысило 12 тыс.

Внедренная с 1 декабря 2015 года интерактивная услуга «Предварительное информирование органов государственной таможенной службы физическими лицами, пересекающими таможенную границу автотранспортными средствами» сегодня тоже достаточно востребована. Так, в течение 9 месяцев текущего года в таможенные органы участники ВЭД представили свыше 77 тыс. электронных сообщений. Это позволило снизить временные затраты на пересечение таможенной границы 84,8% грузовых автотранспортных средств.

 

 

Есть у информатизации начало, нет у информатизации конца

 

Начальник управления по внедрению ИКТ ГТК ответил на вопросы журналистов. В частности, он сообщил, что внедрение электронного декларирования не только сокращает время таможенного оформления, но и уменьшает влияние инспектора на этот процесс. Оно также позволяет декларанту избежать ошибок в случае его неосведомленности о действующем таможенном законодательстве. Это защищает хозсубъекты от возможных нарушений. Кроме того, А.Саидов рассказал об эффективности пирамиды информационной безопасности ЕАИС, обеспечивающей сохранность личных и коммерческих данных участников ВЭД. К примеру, ими не могут воспользоваться провайдеры, поскольку информация зашифрована. Это может сделать только ответственный сотрудник в территориальном таможенном управлении. В ГТК доступ к серверу имеют лишь двое тщательно проверенных сотрудников. В помещении, где находится дорогая серверная техника, нет Интернета, нельзя пользоваться сотовой связью.

 

Таможенная служба продолжает совершенствовать информационную среду. Ведь процесс автоматизации подобен восхождению на гору: по мере внедрения новых программных модулей в поле зрения попадают все новые организационные проблемы, которые нужно решить, открываются новые возможности, позволяющие улучшить систему учета и принятия решений. Поэтому сегодня таможенная служба не только шлифует внедренные информационные продукты (унифицируются особенности их работы, регулярно обучаются специалисты по освоению их многочисленных возможностей, корректируются отдельные диспропорции систем), но и планирует их развитие. В этом направлении у таможни Узбекистана – планов громадье.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спец. корр.

Прочитано: 2685 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика