Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 38 / «За» и «Против»

Нет подписи, нет проблем?

 

Вспоминая опасные виды деятельности, про бухгалтера подумаешь в последнюю очередь… Сидит себе в удобном кресле, дебет с кредитом сводит, чай с печеньками пьет. Ни тебе приемов рукопашного боя при сдаче отчетности, ни трюковой акробатики в процессе инвентаризации. И тем не менее… Подписывая финансовые документы, главбух рискует не меньше рядового каскадера и наказан бывает не всегда по своей вине.

Конечно, наше законодательство относительно гуманно, особенно – к женщинам. Но даже при этой гуманности потрясения и переживания – это обычные издержки профессии. Можно ли их избежать?

Мы опросили знакомых бухгалтеров – в результате появился этот материал. Предлагаем вам его обсудить.

 

 

ДА

 

Закон о бухучете в новой редакции1 в случае разногласий между руководителем хозяйствующего субъекта и главбухом поз­воляет совершать отдельные хозоперации по письменному распоряжению первого, который и будет отвечать за последствия сам единолично»2.

Теоретически все правильно, на практике же все зависит от темперамента владельца компании и его стиля ведения бизнеса.

Руководитель в настройках «по умолчанию» инициативен и любит фантазировать на тему продвижения бизнеса, поскольку временами это приносит выгоду. Бухгалтер же сплошь и рядом консервативен: выгод у него нет, сплошные риски и профессиональная ответственность. При хорошем раскладе медаль ему все равно не дадут, зато при плохом – даже самый бескорыстный по жизни главбух рискует оказаться «членом ОПГ3» с более высокой мерой ответственности, чем у преступника-одиночки. В результате конфликт неизбежен.

Нередко бухгалтеру приходится сталкиваться с неграмотными руководителями, склонными к неоправданному риску. Один руководитель чего-то не знает или недопонимает, но после проведенной «разъяснительной работы» он соглашается с главбухом провести хозоперацию так, как нужно. Другого же, несмотря на все разъяснения, к тому же подтвержденные законодательными актами, переубедить не удается. И как следствие – операции проводятся с нарушением. Принимает решение руководитель, а виновным потом будет и бухгалтер тоже. В таких ситуациях законодательство на стороне главбуха. Если между ним и руководителем возникают разногласия, документы по спорным операциям могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который будет единолично отвечать за их последствия (Закон «О бухгалтерском учете»; ст.12, ч.4, далее – Закон).

Но – это легко сказать, непрос­то сделать... Пару-тройку раз, возможно, у главбуха и хватит пороху с валидолом указать директору, по какому адресу в национальном законодательстве находится та самая норма про «письменные распоряжения и единоличную ответственность». После второго раза, в принципе, можно уже начинать рассылку резюме.

Кроме того, работа главбуха требует предельной точности, а трения по поводу ответственности вкупе с боязнью вызвать гнев руководителя повышают риск появления ошибок в разы и нагнетают градус стресса в бухгалтерии.

 

 

Что делать?

 

Итак, что мы имеем? С одной стороны, бухгалтеры, допустим, согласны вести учет, но не хотят подписывать рисковые до­кументы. С другой – руководитель желает иметь большую маневренность в целях развития своего бизнеса, а консервативный бух склонен перестраховываться слегка «с запасом». На практике некоторые главбухи решают эту проблему просто – ведут учет неофициально. Но это не только незаконно, но и бессмысленно. Компетентные органы без труда определяют, кто фактически является главным бухгалтером фирмы, когда дело доходит до разбирательств.

Из этой ситуации есть вполне легальный выход. Оговоримся сразу: не всегда его можно реализовать на практике. Речь идет о том, чтобы руководство службой бухгалтерского учета юридически возложить на директора, а практическое его ведение оставить за опытным специалистом. По сути, это те же самые «письменное распоряжение и единоличная ответственность», но – бессрочно пролонгированные, так сказать, не по отдельным операциям, а по всей хозяйственной деятельности в целом. Законодательство позволяет директору брать на себя обязанности главного бухгалтера (Закон; ст.11), так почему бы это не использовать?

 

 

Плюсы и минусы такого решения

 

для бухгалтера:

+

Бухгалтер работает спокойно, без стресса, за все несет ответственность директор

+

Риски получить административное взыскание практически нулевые, шансы уголовного преследования снижаются

+

Легализация трудовых отношений для бухгалтера, работающего неофициально, его защита в социальном и финансовом плане

Формальное снижение статуса главбуха до рядового буха. Но тут придется выбирать: либо ты портишь себе резюме, либо контролирующие органы портят тебе нервы и биографию

 

 

для директора-главбуха в одном лице:

+

У руководителя «развязаны руки», бизнес получает бoльшую маневренность

+

В случае уголовного преследования меньше риск применения отяжеляющего ответственность фактора «преступной группы лиц»

Отсутствие сдерживающего элемента в лице главбуха со своей мерой личной ответственности

У директора – другие приоритеты. Денег всегда не хватает. И он, скорее, предпочтет в первую очередь заплатить поставщику, нежели уплатить вовремя какой-либо налог, потому что неустойка по контракту выше пени по налогу. Если руководитель имеет склонность к явным авантюрам, положение дел становится шатким

 

 

Итого…

Главбух может продолжать вместе с директором нести всю ответственность за его решения. Или же – предложить ему принять функции руководителя службы бухгалтерского учета, а самому стать просто бухгалтером без права подписи.

Кто-то из директоров, устав все время слушать: «По законодательству не положено!», предпочтет найти главбуха посговорчивее. А для кого-то стать главбухом – это нормальное решение. Возможно, ему даже понравится освоить базовые принципы учета и отраслевые особенности налогообложения и контролировать ситуацию полностью, пока бухгалтерия спокойно занимается текущей работой, почему бы нет?

Универсальных способов решения проблемы не существует. Каждый выбирает по себе, как ему поступить в своей конкретной ситуации.

 

Юлия ЯШИНА, 

наш спец. корр.

 

НЕТ

 

Предложение возложить функции главбуха и право двух ­подписей единолично на директора предприятия с целью защиты бухгалтера – нереалистично и не даст ожидаемого результата.

 

1

Директору – некогда

Зачастую предприятиями малого бизнеса управляют либо сам учредитель, либо кто-то из его близких, доверенное лицо. Такой руководитель кровно заинтересован в стабильном и прибыльном развитии. Его рабочий день проходит в решении десятков неотложных задач, включая разработку стратегии бизнеса, управление персоналом, налаживание внешних связей, организацию продаж и закупок, маркетинга и т.п. Поэтому возложить на него еще и обязанности главбуха – заниматься учетом, исчислять налоги и сдавать отчеты – нереально. Руководителю, конечно, нужен компетентный главбух, который будет грамотно выполнять эту работу.

 

2

Главбухом быть непросто

Директор, как правило, не блистает знаниями бухучета и налогообложения. Но он осведомлен об ответственности, которую несет руководитель службы бухгалтерского учета. Зачем же ему принимать на себя функции, которые он реально выполнять не сможет, а отвечать за них будет?

Опытный директор понимает, что грамотный бухгалтер защитит и его, и бизнес от штрафов и иной ответственности. Поэтому предположение о том, что директор примет на себя функции главбуха и сам будет подписывать все до­кументы, нереалистично.

 

3

Получаешь зарплату – отвечай

 Каждый должен нести ответственность за то, что делает. Директор отвечает за все операционно-производительные процессы и за финансовое состояние предприятия. Бухгалтер или главный бухгалтер – за учет и отчетность. Он получает за свою работу зарплату, он и должен нести ответственность. И уж за вину бухгалтера, связанную с его профессиональными ошибками или профессиональной недобросовестностью в учете и отчетности, директор отвечать не должен.

Если же директор требует от главбуха оформления незаконной операции, то бухгалтер обязан объяснить, как можно действовать в рамках законодательства. Грамотный руководитель понимает, что требования законодательства и интересы фирмы выгоднее совмещать, чем противопоставлять. В любом случае решение примет руководитель. Но бухгалтер может при необходимости потребовать от руководителя письменного указания на оформление этой операции. Закон и в этом случае защищает главбуха, осознающего ответственность за свою работу.

 

4

Главбух на это не пойдет

Знающий себе цену профессионал-бухгалтер не пойдет на сделку «меньше ответственность – меньше зарплата». Менее статусная и хуже оплачиваемая должность, а работу придется выполнять в тех же объемах, что и всегда. Ведь директор сам не сможет… Что же касается «безопасности» в связи с отсутствием у рядового бухгалтера права подписи, – так и она не гарантируется! Даже если руководитель формально примет на себя функции главбуха, когда начнутся проблемы, он с легкостью «сдаст» лицо, фактически оформлявшее незаконные операции, переложив на него всю ответственность. А даже если нет, то в ходе следствия и дознания личность человека, в действительности исполнявшего обязанности главбуха, легко устанавливается, и последствия для него могут быть самые печальные... Вывод: со склонным к рискованным операциям директором о полной защищенности бухгалтера (из-за отсутствия права подписи – в том числе) не может быть и речи.


Наталья ГРИШУТИНА,

главный бухгалтер.

 

 

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

 

Проблема юридической безопасности работы бухгалтера является комплексной и охватывает несколько отраслей законодательства. Поэтому разложим ее на более детальные вопросы, а затем уже сделаем выводы.

 

Имеет ли вообще значение наименование должности? К примеру, если назвать главного бухгалтера просто бухгалтером или придумать экзотическое название наподобие финансового консультанта.

 

Ответ на данный вопрос содержится в статье 12 Закона «О бухгалтерском учете». Согласно ей руководителем службы бухгалтерского учета является главный бухгалтер или иное должностное лицо, осуществляющее функции бухгалтерского учета и финансового управления. Словосочетание «или иное должностное лицо» говорит о том, что, как должность ни называй, суть ее не меняется. Здесь важны трудовые обязанности работника. Если он фактически ведет сбор, регистрацию и обобщение бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций, а также составляет на ее основе финансовую и иную отчетность, то уже является руководителем службы бухгалтерского учета со всеми вытекающими последствиями.

 

 

Допускает ли Закон саму возможность того, чтобы руководитель принял на себя всю полноту ответственности бухгалтерии и в обоих перечнях лиц, имеющих право подписи, указал себя?

 

Многие практикующие бухгалтеры, без сомнения, ответят на этот вопрос положительно. Однако такой ответ является достаточно спорным. Внимательно прочитаем статью 11 Закона. Очевидно, что руководитель может выбрать способ организации бухгалтерского учета, но альтернативы – небезграничны. Их три: нанять одного или нескольких бухгалтеров по трудовому договору (создать службу бухгалтерского учета); нанять по гражданско-правовому договору внештатного бухгалтера или специализирующуюся на ведении учета организацию; вести бухгалтерский учет самостоятельно.

Так вот, никто не застрахован от того, что контролирующие органы не будут трактовать словосочетание «самостоятельно вести бухгалтерский учет» буквально. Или учет ведет руководитель, или иное лицо. Выбор одного способа организации бухучета логически исключает возможность одновременно использовать другой. То есть закон не позволяет одновременно создать бухгалтерскую службу, платить ей зарплату и при этом вести руководителю бухгалтерский учет самостоятельно. Согласитесь, в ином случае получается какая-то бессмыслица. Соответственно, если в организации есть должность бухгалтера либо его функции фактически возложены на какого-либо работника, то ведет бухгалтерский учет уже не руководитель, а служба бухгалтерского учета (пусть она и состоит из одного бухгалтера).

Отсюда вывод – руководитель организации обязан включить бухгалтера во второй перечень лиц, имеющих право подписи. По этому поводу в тексте Закона не говорится, что руководитель организации что-то «может» или «вправе». Статья 13 Закона бескомпромиссно гласит: «Руководитель субъекта бухгалтерского учета утверждает два перечня лиц, имеющих право подписи. В первый перечень входят лица, осуществляющие руководящие функции субъекта бухгалтерского учета, во второй – осуществляющие функции бухгалтерского учета и финансового управления». Как видно, лазеек нет, отказаться от этого нельзя. В обоих перечнях руководитель организации может указать себя и подписываться за бухгалтера только в том случае, когда он исполняет функции ведения бухгалтерского учета и финансового управления.

 

Нет подписи – нет ответственности?

 

Конечно, все, что изложено выше, – это, так сказать, теория. Практика же богата на различные случаи.

Предположим, что бухгалтеру все-таки удалось уговорить руководителя самому нести ответственность за ведение бухгалтерского учета. В перечне лиц, имеющих право подпи­си, бухгалтер не значится, соответственно, он и не подписывает каких-либо документов. Возникает вопрос – будет ли нес­ти бухгалтер административную и уголовную ответственность при проверках?

Административную ответственность за экономические правонарушения в деятельности организации чаще всего несут ее должностные лица. Поэтому для начала выясним, является ли бухгалтер без права подписи должностным лицом? Должностное лицо – это лицо, назначаемое постоянно, временно или по специальному полномочию, осуществляющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности, и уполномоченное на совершение юридически значимых действий (КоАО; ст.15).

 

Если у работника, ведущего бухучет, не будет права подписи

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

 

Работник без права подписи может быть не признан должностным лицом по ст. 15 КоАО.

Это, возможно, поможет избежать наказания за:

нарушение порядка ведения кассовых операций и платежной дисциплины (штраф до 15 МРЗП по ч.3 ст.175 КоАО);

непредставление или несвоевременное представление в банк платежки на уплату налогов и других обязательных платежей (штраф до 5 МРЗП по ч.6 ст.175 КоАО);

нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности (штраф до 10 МРЗП по ст.175-1 КоАО);

нарушение договорной дисциплины (штраф до 15 МРЗП по ст.176-1 КоАО) и др. правонарушения, где ответственность несут только должностные лица

Ненаделение работника, ведущего бухучет, правом подписи нарушает ст.11 Закона «О бухгалтерском учете». За это по ст.175-1 «Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности» КоАО руководитель организации может быть оштрафован на сумму до 10 МРЗП.

Также согласно ст.ст. 27 и 28 УК для признания работника соучастником преступления и привлечения его к уголовной ответственности не обязательно наличие у него права подписи и(или) статуса должностного лица. Он может быть наказан за:

хищение путем присвоения или растраты – до 10 лет лишения свободы (УК; ст.167);

уклонение от уплаты налогов и других платежей – до 5 лет лишения свободы (УК; ст.184);

должностной подлог (как соучастник) – до 5 лет лишения свободы (УК; ст.209) и многие др. экономические преступления

 

 

Как видно, наличие полномочия на совершение юридически значимых действий является одним из главных условий признания работника должностным лицом, и оно тесно связано с правом подписи. Учитывая, что совершение юридически значимых действий в сфере бухгалтерского учета фактически невозможно без наличия права ­подписи, работник бухгалтерии, им не наделенный, не является и должностным лицом. Соответственно, в случаях когда КоАО прямо указывает, что ответственность применяется в отношении должностного лица, то не наделенный правом подписи сотрудник будет защищен от административной ответственности.

С уголовной ответственностью дело обстоит по-иному. В уголовном праве есть такое понятие, как соучас­тие в преступлении. По Уголовному кодексу (ст.ст.27, 28) соучастником экономического преступления может быть признано не только должностное лицо, но и простой работник, исполнявший часть преступных действий либо помогавший их совершению. При этом наличие подписи сотрудника на финансовой отчетности организации необязательно. Следователи могут собрать другие доказательства его участия в преступлении: выполненные его рукой неофициальные записи в тет­радях «второй бухгалтерии», электронные файлы в его компьютере, записи его переговоров с руководителем и другими работниками по поводу незаконных хозяйственных операций и т.д.

 

 

Руководитель сам дал письменное поручение о совершении той или иной хозяйственной операции. Неужели это не лучшая защита для бухгалтера?

 

Действительно, почему бухгалтер должен нести ответственность за решения, которые принимает руководитель организации? Статья 12 Закона гласит, что в случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который единолично несет ответственность за последствия их осуществления.

Эта норма, безусловно, облегчает жизнь бухгалтеру. Однако служить защитой она сможет не всегда. К примеру, руководитель бюджетной организации решил направить бюджетные средства на расходы, не предусмот­ренные в смете (КоАО; ст.175-2; УК; ст.184-1), либо закупить товары без соблюдения конкурсных процедур по явно завышенной цене (за откат) (КоАО; ст.61; УК; ст.167). Бухгалтер может попросить руководителя организации вынести об этом приказ либо поставить свою резолюцию на документе. В этом случае руководитель действительно понесет единоличную ответственность за свои действия. Однако если бухгалтер способствует сокрытию от учета объектов налогообложения, занижает их денежную оценку (КоАО; ст.ст.174, 175; УК; ст.184), то здесь защитная норма действовать не будет. Причиной тому является ее применение только к случаям совершения хозяйственных операций. Она не касается достоверности бухгалтерского учета.

 

Если руководитель даст письменное распоряжение

о совершении «сомнительной» хозяйственной операции

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

 

Если это не приводит к искажению бухотчетности, работник, ведущий учет, не несет ответственности за последствия исполнения распоряжения и не будет наказан за:

хищение или растрату, если следы этих операций не скрывались в бухгалтерских документах (до 10 лет лишения свободы по ст.167 УК);

преднамеренное банкротство (до 3 лет лишения свободы по ст.181-1 УК);

нарушение бюджетной дисциплины (до 2 лет лишения свободы по ст.184-1 УК) и т.д.

Когда из-за выполнения распоряжения бухотчетность искажается, защитная норма перестает действовать, и работника, ведущего учет, могут наказать за:

хищение или растрату при попытке скрыть эти операции в бухгалтерских документах (до 10 лет лишения свободы по ст.167 УК);

сокрытие банкротства – до 3 лет лишения свободы (УК; ст.181);

уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей – до 5 лет лишения свободы (УК; ст.184);

должностной подлог – до 5 лет лишения свободы (УК; ст.209) и т.д.

 

Примечание: в каждом конкретном случае виновность работника определяется судом индивидуально.

 

 

Заключение

 

● По смыслу статьи 12 Закона наименование должности само по себе не уменьшает ответственности работника, ведущего бухгалтерский учет. Закон уже учел, что во многих организациях попросту работает только один бухгалтерский работник, и именовать его главным бухгалтером при отсутствии подчиненных попросту бессмысленно. То есть как должность ни называй (главный бухгалтер или бухгалтер), лицо, фактически ведущее бухгалтерский учет на предприятии, юридически ответственно за него.

● Из содержания статей 11 и 13 Закона следует, что руководитель не вправе при наличии в организации бухгалтера указать самого себя в обоих перечнях лиц, имеющих право подписи. Однако практика показывает, что такое встречается на практике довольно часто, хотя это и неправильно.

● Но если сотрудник не наделен руководителем правом подписи, он согласно статье 15 КоАО не может быть признан должностным лицом. Следовательно, такой сотрудник не должен нести административной ответственности в случаях, когда в тексте КоАО она прямо возлагается на должностных лиц.

● Применительно к уголовной ответственнос­ти это работать не будет. Все лица, каким-либо образом принимавшие участие в экономическом преступлении, будут признаны соучастниками вне зависимости от того, является ли работник должностным лицом или нет (УК; ст.28).

● Наличие письменных указаний руководителя организации о проведении «сомнительных» хозяйственных операций согласно статье 12 Закона освобождают бухгалтерского работника от ответственности за их проведение. Однако Закон не освобождает бухгалтера от ответственности за недостоверность бухгалтерского учета (отсутствие учета объекта налогообложения, занижение его стоимости и т.д.). Поэтому если исполнение указания руководителя приводит к искажению бухгалтерской отчетности, бухгалтер может быть привлечен к ответственности наряду с руководителем.

Самир ЛАТЫПОВ,
эксперт «Norma Online».

 

 


1От 13.04.2016 г.

2Часть 4 статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете».

3ОПГ – организованная преступная группа.

Прочитано: 19131 раз(а)

Комментарии к статье (7)

Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден.
2016-09-21 11:34:51, Гость_:
Согласен полностью с экспертом Самиром Латыповым.
2016-09-21 17:30:00, Гость_Н.Алимов:
Нужно понимать, что руководитель в любом случае должен контролировать все, учитывать, в том числе и экономические и правовые  нюансы взаимоотношений. Не надо забывать, что у нас наибольший процент бухгалтеров сегодня – это женщины, поэтому их ответственностью не нужно пугать!
    Ну и, конечно же,   обладателям первой и второй подписей «всея финансово-материальной епархии» организации надо помнить, что в любом случае их равно-ответственность стимулируется  и оценивается  не только материально и нравственно, но и  в правовом поле национальным законодательством (Гражданским, Налоговым, Хозяйственно-процессуальным, Уголовным и  Кодексом  об административной ответственности, Законом Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»).
2016-09-22 08:58:20, Гость_Гость 1:
Статья 12 закона  о бухучете  - "В случае возникновения разногласий между руководителем субъекта бухгалтерского учета и руководителем службы бухгалтерского учета по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта бухгалтерского учета, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций".-исходя  из   мнения  С.Латыпова не  имеет  ни какого  "веса", это  просто  сотрясание воздуха ?
2016-09-22 10:49:18, Самир Латыпов [админ]:
Гость_Гость 1
Статья 12 закона  о бухучете  - "В случае возникновения разногласий между руководителем субъекта бухгалтерского учета и руководителем службы бухгалтерского учета по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта бухгалтерского учета, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций".-исходя  из   мнения  С.Латыпова не  имеет  ни какого  "веса", это  просто  сотрясание воздуха ?

Уважаемый Гость_1! Хочу обратить ваше внимание на то, что в публикации отражен один принцип, по которому нужно применять данную статью 12 Закона «О бухгалтерском учете» (далее – Закон): «нет искажений в бухотчетности – нет ответственности, есть искажения – могут наказать».
 
К примеру, руководитель письменно приказал бухгалтеру, чтобы он вместо выплаты налогов и заработной платы работникам, перечислил имеющиеся в распоряжении организации средства партнеру по бизнесу. Возникла задолженность по заработной плате или налогам. Либо также письменно и в приказном порядке установил надбавку кому-либо, когда по законодательству или локальным актам организации получатель надбавки права на нее не имеет. Организации нанесен ущерб. О какой ответственности бухгалтера здесь может идти речь, если в документах правдиво отражена эта хозяйственная операция? Тут в полной мере действует защитная норма.
 
Теперь рассмотрим другой случай. Бухгалтеру говорят, чтобы он принял к исполнению акт выполненных работ или счет-фактуру на товары или услуги, которые в действительности не были оказаны или поставлены. Даже если его подписи там нигде не имеется, он, зная о подложности данных документов, производит оплату, отражает все это в отчетности. Тут уже речь идет не о проведении конкретной хозяйственной операции, а о подлоге первичных документов и отчетности, фактически о хищении. В статье 12 Закона говорится, что бухгалтер не несет ответственности за последствия хозяйственной операции, но никто ответственности за достоверность первичных документов и бухгалтерской отчетности с него не снимал.
 
Наша цель заключалась в том, чтобы предупредить читателей-бухгалтеров об этом и раскрыть им главное требование закона – все хозяйственные операции должны быть достоверно отражены в отчетности.
2016-09-22 21:27:06, Гость_:
"Бухгалтеру говорят, чтобы он принял к исполнению акт выполненных работ или счет-фактуру на товары или услуги, которые в действительности не были оказаны или поставлены" - откуда  бухгалтер  может  об этом  знать ? в  его  должност. обязанности не входит прием и оценка  выполненных  работ .
2016-09-23 14:05:58, Самир Латыпов [админ]:
Гость_
"Бухгалтеру говорят, чтобы он принял к исполнению ...." - откуда  бухгалтер  может  об этом  знать ? в  его  должност. обязанности не входит прием и оценка  выполненных  работ .

Уважаемый Гость_! Вопрос о перечне должностных обязанностей бухгалтера решается на каждом предприятии в отдельности. Нет НПА, где они бы были полностью указаны. Конечно же, З-н «О бухгалтерском учете» и НСБУ играют в этом весомую роль, но и они полностью не регламентируют обязанностей бухгалтера. Все-таки есть распределение работы среди бухгалтеров, между структурными подразделениями (бухгалтерией и складом) и т.д. Поэтому надеяться на то, что позиция «я не знал» и «это не мои обязанности» принесет 100% результат, не приходится.
2016-09-24 11:15:17, Гость_3:
Я согласна с мнением Гостя о том, что бухгалтер не всегда имеет возможность проверить факт оказания услуг или выполнения работ тем или иным поставщиком. Все зависит от бдительности бухгалтера. Тем более, что в большинстве случаев директор напрямую говорит бухгалтеру о том, что данная сделка является незаконной. А как в таком соучае защититься бухгалтеру -  просто не проводить оплату и все? Думаю, что в данном случае фишка с письменным распоряжением не сработает.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика