Norma.uz
Газета Норма / 2016 год / № 29 / Судебная практика

Пленум ВХС: как признать недействительным решение госоргана?

 

Вопросы применения актов законодательства при разрешении споров о признании недействительными актов госорганов и органов самоуправления граждан, а также признания незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан, разъяснены в постановлении Пленума Высшего хозяйственного суда от 17.06.2016 г. №298.

 

Постановлением разъяснены значения основных терминов, используемых в документе, таких как государственные органы, органы самоуправления граждан, должностное лицо, незаконные действия, незаконное бездействие, законные интересы субъектов предпринимательства.

В документе уточняется, что указанные категории дел рассматриваются хозсудами, если спор возник в экономической сфере и его разрешение законодательством не отнесено к компетенции другого госоргана.

При этом оспаривание решений и действий (бездействия) должностных лиц международных организаций, законодательного, исполнительного, административного или судебного органа иностранного государства, если такие решения и действия (бездействие) вытекают из положений Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административной ответственности, не подведомственны хозсуду.

В частности, хозсуд не рассматривает споры о признании недействительными:

● постановления органа предварительного следствия о наложении ареста на имущество;

● постановления о назначении документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности;

● постановления контролирующего органа о привлечении к административной ответственности должностных лиц хозсубъектов;

● актов, оформленных по результатам проверки (о временном изъятии товаров и документов, справок, заключений, протоколов и т.п.);

● поручений, данных должностными лицами (письменные или устные указания, письма);

● актов, которые не создают каких-либо правовых последствий (например, акт выбора земельного участка, заключение, акт судисполнителя об осмотре имущества и т.д.).

Также хозсуды не вправе удовлетворять следующие требования:

● о признании незаконными (противозаконными), законными актов гос­органов и органов самоуправления граждан;

● о признании недействительными, отмене действий (бездействия) должностных лиц.

В отношении сроков исковой давности постановлением уточняется следующее:

● по спорам о признании недействительным решения госоргана или органа самоуправления граждан установленная гражданским законодательством исковая давность не применяется, кроме случаев, прямо указанных в законе;

● если законодательством, регулирующим административно-правовые отношения, установлен специальный срок исковой давности, применяется этот срок, а не срок исковой давности, установленный гражданским законодательством. Истечение специального срока исковой давности послужит основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований;

● при признании недействительным акта госоргана, порождающего гражданско-правовые последствия, применяется срок исковой давности, предусмотренный Гражданским кодексом.

Как отмечено в документе, суды правомерно отказывают в удовлетворении заявлений госорганов или органов самоуправления граждан о признании недействительными принятых ими актов. Исключение составляют только акты, устанавливающие право собственности.

В заявлении о признании акта госоргана и органа самоуправления граждан недействительным (полностью или частично), кроме предусмотренных частями 2 и 3 статьи 112 Хозяйственного процессуального кодекса, должны быть указаны дополнительные сведения.

В заявлении также может быть указано и требование о возмещении убытков, причиненных заявителю в результате принятия акта.

К заявлению, помимо предусмот­ренных частями 1 и 2 статьи 114 ХПК документов, прилагается также копия оспариваемого акта.

Отдельные сведения, исходя из специфики спора, также должны быть указаны в заявлении о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица.

При обжаловании в суд действий (бездействия) должностного лица гос­органа или органа самоуправления граждан в заявлении в качестве ответчика указывается не должностное лицо, а соответствующий госорган. Иначе заявление подлежит отказу в принятии, а возбужденное производство по делу прекращается.

При рассмотрении данной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не является обязательным.

В документе уточняется, что независимо от признания акта недействительным полностью или частично гос­пошлина взыскивается с ответчика в размере 10 МРЗП. Аналогичный размер составляет госпошлина, взыскиваемая по заявлениям о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц.

Постановлением разъясняются также нормы законодательства, регулирующие вопросы признания недействительными решений налоговых органов (пп.26–26.2), актов антимонопольного органа (п.27) и органов Судебного департамента (п.29).

В целом рассмотрение данной категории споров характеризуется следующими особенностями:

● госорганы и органы самоуправления граждан участвуют в качестве ответчика;

● сроки рассмотрения дел сокращены (не позднее 15 дней со дня вынесения определения о принятии заявления к производству и подготовки дела к судебному разбирательству);

● обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, возлагается на принявшие их госорганы и органы самоуправления граждан;

● при признании недействительным акта (полностью или частично), незаконными действий (бездействия) должностного лица исполнительный лист не выдается, за исключением случаев взыскания убытков и судебных расходов, связанных с рассмотрением дела (почтовые расходы, расходы на проведение экспертизы, расходы, связанные с проведением судебного заседания в режиме видеоконференц­связи, и другие);

● решение суда подлежит немедленному исполнению и др.

 

Олег Заманов,

эксперт «Norma Online».

Прочитано: 2066 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика