Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 29 / Внешнеэкономическая деятельность

Экспорт сухофруктов и орехов: место под солнцем

 

Сегодня в тренде борьба за здоровье и долголетие. Что обусловливает рост мирового потребления овощей и фруктов. Значительную долю занимают сушеные фрукты и плоды орехов, которые считаются наиболее полезными. Поэтому мировой рынок этих продуктов находится на подъеме. Как производителям Центральной Азии найти и сохранить место под солнцем на мировом рынке сухо­фруктов и орехов? Об этом в течение трех дней в столичной гостинице «Wyndham Tashkent» говорили участники специализированного регионального семинара «Агропродовольственные цепочки поставок в торговле орехами и сухофруктами: качество, безопасность пищевых продуктов, бизнес-процессы и рынки».

Отечественные производители, представители заинтересованных министерств и ведомств республики, гости из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Украины, Турции, Китая, стран ЕС обсудили широкий спектр вопросов, касающихся экспорта солнечных даров Центральноазиатского региона. Его организаторы – Европейская экономическая комиссия ООН (UNECE) и проект Программы развития ООН в Узбекистане (UNDP) «Содействие развитию торговли» – пригласили авторитетных международных экспертов в этой сфере, которые не только рассказали о современных инструментах улучшения бизнес-процессов в экспорте сельхозпродукции, но и ознакомили с практическими методами применения международных стандартов качества и безопасности пищевой продукции.

 

 

 

Перед участниками семинара выступил директор по маркетингу и экспорту свежей и переработанной плодоовощной продукции АО «Узагро­экспорт» Сардор Абасханов. Он рассказал о деятельности специализированной внешнеторговой компании. В частности, что делает Узагроэкспорт для увеличения объемов и расширения ассортимента поставки на внешние рынки свежих и переработанных овощей и фруктов, а также ускоренного развития современной торгово-логистической инфраструктуры продвижения этих товаров на экспорт. В числе функциональных задач компании – проведение маркетинговых исследований конъюнктуры мировых и региональных рынков плодоовощной продукции, продвижение отечественной продукции на экспорт, поиск и освоение новых рынков ее сбыта, заключение долгосрочных и кратко­срочных экспортных контрактов.

 

 

Солнце – за нас, подводит другое

 

Что касается узбекских сухофруктов и орехов, то их качественные особенности обусловлены азиатским климатом. Летом у нас жарко и сухо. А чем жарче, тем слаще становятся фрукты, которые по вкусовым качествам очень сильно отличаются от выращенных на той же широте, например, в Турции (там большая влажность). Еще один фактор в пользу узбекских сухофруктов – это ­натуральные способы сушки, которая позволяет сохранить большинство витаминов и микро­элементов, а также влияет на качество, внешний вид и вкус производимых товаров.

Это отметил и руководитель проекта ПРООН Дильшод Акбаров. В Узбекистане используется только естественная сушка, солнечная или теневая. То есть без использования печей и костров. В процессе производства также не применяются каустическая сода и окуривание химическими веществами (серным ангидридом), которые используются для придания продукции более привлекательного товарного вида. Все сухофрукты и орехи, которые выращивают и собирают в Узбекистане, природных, а не гибридных сортов.

С началом осени, когда стартует сухофруктовый сезон, десятки заготовителей из Турции, Ирана, Афганистана, Арабских Эмиратов приезжают в Узбекистан и фурами увозят сухофрукты и орехи. Новоявленные «эмиссары продразверстки» знают, что этот товар превосходит по вкусовым качествам аналогичную продукцию их стран. А эти государства, между прочим, считаются крупными производителями и экспортерами сухофруктовой продукции. Импортировав наши сухофрукты в свою страну, они пакуют их по европейским стандартам и экспортируют в европейские страны со своими лейблами Made in Turkish, Made in Iran и т.п. На Западе это идет как чистая, элитная продукция и, естественно, по высоким ценам. К сожалению, упаковка и несоответствие европейским требованиям – слабые звенья наших производителей.

Между прочим, эксперт из ЕС, вице-председатель Международного cовета по орехам и сухофруктам Пино Калкагни в своем обзоре международной торговли орехами и сухофруктами отметил, что по вкусовым качествам сушеный виноград из Узбекистана самый лучший в мире. А вот сушеные абрикосы, по его мнению, лучше турецкие. Как говорится, на вкус и цвет. Но, учитывая опыт эксперта, около четырех десятков лет занимающегося импортом сухофруктовой продукции, прислушаться к его мнению стоит. Особенно в части недостатков и путей их искоренения.

 

 

О требованиях ЕС

 

Возросший интерес европейских закупщиков к продукции из Цент­ральной Азии и готовность расширить экспорт специфичного товара производителями сухофруктов и орехов определили ключевые темы семинара. Так, для успешного продвижения на рынки ЕС последние должны быть хорошо осведомлены касательно применения европейских стандартов. Ведь прежде чем начать экспорт, необходимо убедиться, что экспортируемая продукция по параметрам качества и безопасности соответствует требованиям законодательства ЕС. Поэтому презентация руководителя отдела по сельскохозяйственным стандартам ЕЭК ООН Лилианы Анноваззи-Йакаб «Рыночные стандарты ЕЭК ООН – требования по качеству для орехов и сухофруктов» была одной из востребованных. Думается, она полезна отечественным фермерам и экспортерам. Поэтому остановимся на наиболее важных моментах.

Товары, ввозимые в ЕС, должны отвечать техническим требованиям ЕС для защиты потребителей. Основные требования можно разделить на следующие группы: безопасность товаров, стандартизация, упаковка и маркировка.

Безопасность. Установлены общие принципы политики ЕС в отношении безопасности товаров.

Стандартизация. Определены основные принципы политики ЕС в отношении стандартизации. Наиболее важный из них – подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия товаров обязательным требованиям, установленным директивами в отношении гармонизации технических стандартов, выполняет производитель или третья сторона. Уполномоченные органы в каждой из стран ЕС несут ответственность за подтверждение соответствия в случае привлечения третьей стороны.

Маркировка. Товары, которые распространяются на территории ЕС, должны соответствовать требованиям ЕС по маркировке, ­целью которых являются защита здоровья, безопасности и интересов потребителя; предоставление информации о товаре (содержимое, состав, безопасное использование и специальные меры предосторожности и т.п.).

Упаковка. Распространяемая на территории ЕС, она должна соответствовать требованиям по защите окружающей среды, а также требованиям, разработанным с целью предотвращения риска для здоровья потребителей: общие требования к упаковке и упаковочным отходам; к размерам упаковки; специальные правила для материалов и изделий, предназначенных для контакта с продуктами питания.

Очень важная составляющая – это контроль загрязняющих веществ. Рядом нормативных актов ЕС предусмотрены жесткие меры контроля продуктов при их ввозе в ЕС. В частности, они устанавливают специальные условия для импорта некоторых кормов и продуктов из некоторых третьих стран ввиду риска заражения афлатоксинами*.

Зачем это нужно? Дело в том, что некоторые продукты местного происхождения или из третьих стран регулярно демонстрируют более высокое содержание афлатоксинов, чем установлено указанием предельно допустимого содержания контаминантов в продуктах питания. В результате Европейским Союзом принято решение о наложении мер контроля перед выпуском этих продуктов питания в свободное обращение.

Каждую партию должны сопровождать результаты отбора проб и анализа, проведенных компетентными органами страны происхождения или страны, откуда товар был отгружен (если это не страна происхождения), для обеспечения соответствия с законодательством ЕС о предельно допустимом содержании афлатоксинов.

 

 

Полезный опыт

 

Все тематические сессии, по мнению участников, были интересны и полезны. Заинтересованный разговор состоялся при обсуждении международных стандартов и наилучших практик по увеличению торговли сельхозпродукцией, а также использования ИТ в системах контроля экспорта и импорта (на примере Турции). По просьбе экспортеров довольно обстоятельно о предэкспортном менеджменте и о производстве качественной продукции рассказал координатор по международным стандартам Министерства сельского хозяйства США Дориан ЛаФонд. В результате определили один из значимых принципов: экспорт продовольственных товаров – очень конкурентный бизнес. И поэтому следует скрупулезно оценить конкурентов, которые продают тот же товар или его разновидности, а также качество их товара и метод оплаты. После чего легче принять решение о собственной рыночной позиции (массовый рынок или нишевой, круглый год или сезонно, продавать в розницу или гостиничной отрасли).

В рамках семинара состоялись практические демонстрации продукции, сортировка, пробы и проверки образцов продукции международными инспекторами по качеству и безопасности пищевой продукции. К слову, гости из Турции экспортер Эмре Кирисиоглу и начальник отдела Генерального директората безопасности продукции и инспекций Министерства экономики Турции Коркут Явуз, приехали на семинар не с «пустыми руками», а привезли вкуснейшие образцы продукции. Скажу честно, не удержалась и попробовала. Вкусно, да и подана в прекрасной упаковке.

Участники посетили Первую Международную плодоовощную ярмарку, которая состоялась в выставочном Центра «Узкургазмасавдо». Свои навыки экспертов наглядно продемонстрировали господин Калкагни. Приятно было наблюдать, как он после проб сухофруктов из регионов нашей страны на вопрос, нравится ли, отвечал: perfectly, beautifully, wonderfully. Председатель подкомитета по орехам Торговой палаты Китая Ченг Хунг Кай надолго задержался у образцов продукции Самаркандской области. Его изучение миндаля, орехов напоминало священнодействие. Он заметил, что в Китае пользуется спросом грецкий орех со светлыми скорлупой и ядрами. Чернослив, по его мнению, недостаточно высушен, и для повышения качества товара, косточку из него надо удалять в период первичной сушки.

На выставке участник из Узбекистана Валерий Иргашев, представитель динамично развивающейся компании «Fitness Fruits», специализирующейся на переработке и сушке фруктов и ягод, продемонстрировал и угостил самым на сегодня популярным продуктом предприятия, яблочными чипсами «APPLE CHIPS». Кстати, очень вкусные, да и упаковку презентабельная. Он рассказал, что в производстве используется только высококачественное сырье и ингредиенты, свежие фрукты и ягоды, выращенные в Узбекистане. Компания создана в 2015 году и с самого начала делает ставку на натуральное отечественное сырье.

Также участники семинара – гости нашей республики посетили ташкентские рынки, где ознакомились с ассортиментом свежей и сушеной плодоовощной продукции и ценами на нее.

Своим впечатлением о работе семинара поделился Гафуржон Усманов, начальник отдела привлечения иностранных инвестиций ТПП:

– Эпоха глобализации и конкуренции вынуждает заниматься улучшением продукции, производительность которой до этого не была высокой. Она также требует значительного совершенствования вопросов переработки, хранения, маркетинга, экспорта. Упаковка сельхозпродукции требует особого внимания, как и совершенствование вопросов контроля качества и логистики. Экспорт сухофруктов и орехов – перспективная сфера для Узбекистана, которая только выиграет от консультаций и советов с использованием лучшего мирового опыта.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр.

 

 


*Афлатоксин В1 – это генотоксический карценоген, который повышает риск рака печени даже при очень низкой дозе.

Прочитано: 6579 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика