Иные потребители жалуются, что контролеры замучили, другие ропщут, что их не дождешься. Как регулирует законодательство периодичность проверок и обходов представителем поставщика? Как часто они должны проверять технические счетчики, снимать показания с прибора учета коммунальных продуктов?
Из Правил оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах (прил. №1 к ПКМ от 15.07.2014г. №194):
пункт 58. Поставщик обязан один раз в квартал проводить обследование системы отопления и горячего водоснабжения потребителей, сверять со своими данными правильность снятия потребителями показаний индивидуального прибора учета и представления ими сведений о потребленном объеме горячей воды;
пункт 59. Потребители (по предварительному согласованию в письменной или устной форме) обязаны обеспечить представителям поставщика при наличии у последних служебных удостоверений беспрепятственный доступ к общедомовым или индивидуальным приборам учета, внутридомовым системам отопления и горячего водоснабжения, внутриквартирному оборудованию для их осмотра с обязательным участием представителя управляющей организации.
Из Правил оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям (прил. №2 к ПКМ от 15.07.2014г. №194):
пункт 119. Организация ВКХ обязана проводить обследование водопроводно-канализационного хозяйства потребителей (с визуальным осмотром индивидуального прибора учета на предмет исправной работы, со снятием контрольных показаний приборов учета и определением наличия и сохранности пломб) для потребителей группы I* не чаще одного раза в три месяца, для потребителей групп II и III – не чаще одного раза в месяц с составлением соответствующих актов; проводить визуальный осмотр целостности пломб и снимать показания (не реже 1 раза в квартал) с оформлением соответствующего акта;
пункт 80. Потребители (по предварительному согласованию письменно или устно) обязаны обеспечить представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства при наличии у последних служебных удостоверений беспрепятственный доступ к приборам учета, водомерным узлам, ко всем водопроводным и канализационным сетям, устройствам и сооружениям, расположенным на территории потребителей или принадлежащим ему.
Из Правил пользования газом в быту на территории Республики Узбекистан (рег. МЮ №370 от 14.10.1997г.):
пункт 14. Предприятия, службы газового хозяйства (поставщики), осуществляющие газоснабжение в жилых домах, обязаны обеспечить:
пункт 14.12. Техническое (ревизия) и профилактическое обслуживание в следующие сроки:
газовые плиты в жилых домах, работающие на сетевом газе, при отсутствии других газовых приборов – техническое обслуживание один раз в два года;
газовые плиты в жилых домах, работающие на сжиженном газе, при отсутствии других газовых приборов – техническое обслуживание один раз в год и один раз профилактическое обслуживание отопительных и водогрейных приборов перед отопительным сезоном;
газовые плиты, отопительные, водогрейные приборы в жилых домах, работающие на сетевом газе, – техническое обслуживание один раз в год;
пункт 17. Собственники жилых домов и квартир на праве частной собственности должны:
пункт 17.8. Допускать в квартиру, жилой дом работников предприятий газового хозяйства по предъявлении ими служебных удостоверений для осмотра и ремонта газопроводов и газового оборудования в любое время суток.
Из Правил пользования электрической энергией (прил. №1 к ПКМ от 29.08.2009г. №245):
пункт 110. Если при очередном обходе помещение, в котором установлен расчетный прибор учета, закрыто, представитель предприятия территориальных электрических сетей выписывает платежный документ на основе данных о фактическом объеме потребления электрической энергии за предыдущий период, о чем делается соответствующая отметка в лицевом счете бытового потребителя.
Представитель предприятия территориальных электрических сетей имеет право беспрепятственного доступа к расчетным приборам учета с 8.00 до 20.00 часов при наличии у него именного удостоверения с соответствующим сроком действия;
пункт 49. Недопуск представителя предприятия территориальных электрических сетей к приборам учета электрической энергии оформляется актом установленного образца, который подписывается представителями предприятия территориальных электрических сетей, потребителя или сторонними привлеченными лицами. При отсутствии сторонних привлеченных лиц и отказе потребителя от подписи делается отметка об ознакомлении потребителя в акте и производится отключение от электрических сетей.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк.
От редакции. Постановлением КМ от 1.11.2013 г. №295 в пункт 2 Правил пользования электрической энергией внесены понятия «проверка схемы подключения расчетного прибора учета электрической энергии (проверка)», «контрольное снятие показаний с расчетного прибора учета (обход)» и «недопуск». Но периодичность проверок и обходов документом не установлена.
*Потребители группы I – физические лица, проживающие в собственных жилых домах и квартирах многоквартирного дома.
Потребители группы II – теплоснабжающие организации; организации ВКХ; ведомственный жилищный фонд и общежития Министерства обороны, а также других организаций; бюджетные организации; религиозные организации; посольства и дипломатические представительства; органы самоуправления граждан; ТЧСЖ.
Потребители группы III – организации, не вошедшие в группы I и II.