Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 1 / Личный интерес

Страховка туриста: необходимость или деньги на ветер?

 

Вы решили встретить Новый год не под колючей елкой, а под развесистой пальмой. Но, обратившись в турфирму, узнаете, что, помимо путевки в теплую заморскую страну, необходимо приобрести еще и страховку. Вот незадача, эти дополнительные расходы вашим отпускным бюджетом не предусмотрены. Зачем и кому они нужны?

Давайте разберемся, от чего страхуют выезжающих за рубеж, от чего они остаются незастрахованными, а также в том, что должен помнить обладатель страхового полиса.

 

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Страхование путешественников может защитить вас от таких рисков, как непредвиденные расходы на лечение, потеря багажа и другие случаи, предусмотренные полисом.

Отдыхать на тропическом острове, конечно, хорошо. Но к морю, солнцу, пальме вы, увы, неизбежно получаете довесок в виде риска подхватить лихорадку, быть укушенным экзотической живностью, получить аллергическую реакцию на какой-нибудь фрукт, обжечь кожу на солнце или упасть с мотобайка. Кроме того, при резкой смене климата могут обостриться хронические заболевания или проявиться какие-то новые, которые продолжали бы и дальше дремать в организме, если бы вы не покинули комфортную зону привычного температурного и влажностного режима.

Страховые агенты любят шутить: «Если один раз в жизни вам был нужен парашют и у вас его не оказалось, то второй раз он вам не понадобится». И каким «черным» ни казался бы нам такой юмор, но он абсолютно справедлив. Если эти разумные доводы убедили вас приобрести страховой полис или вы направляетесь в страну, куда без страховки вас просто не пустят, то давайте исследуем данный вопрос с разных сторон.

 

О СТРАХОВАНИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНОМ И ДОБРОВОЛЬНОМ

Обязаны ли вы покупать страховку, зависит от страны посещения. Есть государства, визит в которые без ее наличия просто невозможен. В их числе США и страны Шенгенской зоны. При этом полис медицинского страхования должен ­покрывать все время действия визы; действовать во всех странах Шенгенского соглашения; иметь лимит страхования ответственности не менее 30 000 евро; оформляться без франшизы (ограничения выплат в пределах определенной небольшой суммы). Кроме того, страховка должна покрывать абсолютно все медицинские расходы, которые могут возникнуть при любых сложившихся ситуациях, включая транспортировку пострадавшего в его страну или репатриацию в случае смерти. Туристы, выезжающие в эти страны, просто обязаны застраховаться, хотят они того или нет.

Большинство стран Азии, Африки, Южной Америки, Ближнего Востока не выдвигают обязательного требования о наличии страхового полиса. Отправляясь туда, в принципе, можно и не страховаться. Однако такое условие может быть включено в определенных обстоятельствах. Например, в требования работодателя (при деловом характере поездки). Да и многие турагентства продадут вам путевку только вместе с уже оформленной страховкой. Впрочем, вопрос о личной безопасности и самого путешествующего заставляет задуматься: не лучше ли все же страховку иметь?

 

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СТОИМОСТЬ ПОЛИСА?

В разовой поездке стоимость страховки напрямую зависит от срока пребывания за границей. Бывающие за рубежом регулярно могут заключить договор страхования на 1 год. Тогда полис распространяется на все поездки в период его действия.

Стоимость страхового полиса зависит от многих параметров. В их числе страна посещения, срок пребывания, сумма страхового покрытия, цель посещения или вид отдыха, возраст путешествующего, количество учтенных рисков и другие факторы. Так, чем дольше вы находитесь за рубежом, тем дешевле суточная сумма страхового покрытия. Страховые премии по полисам туристов, занимающихся экстремальными видами спорта, подразумевают дополнительный повышающий коэффициент. Он будет применен и к страховкам выезжающих в воюющие страны, путешественников старше 60–65 лет. Страховые компании могут использовать и свои отличающиеся критерии для расчетов.

 

ПРИМЕР. Семья из трех человек – муж, жена и 10-летний ребенок – выезжает на неделю в Италию. Страховая компания «А» рассчитала для них стоимость минимальных страховок следующим образом. Полис на одного взрослого человека моложе 65 лет, выезжающего в страну Шенгенской зоны на 7 суток, будет стоить 20 тысяч сумов. Стоимость страховки ребенка в возрасте до 21 года рассчитывается по тем же критериям, но имеет скидку в 20%, а значит, стоит 16 тысяч сумов. Сумма расходов на страховку этой семьи составит 56 тысяч сумов (20 тыс. + 20 тыс. + 16 тыс.).

Базовая «минималка», рассчитанная страховой компанией «В», отличается немногим. Здесь страховка одного взрослого обходится в 19 тысяч сумов, на ребенка скидка не предоставляется, более того, для детей в возрасте до 2 лет применяется повышающий коэффициент (в нашем случае он не действует). В итоге за страховку своего путешествия в компании «В» наша семья выложит 57 тысяч сумов (19 000 х 3).

 

В разных компаниях могут отличаться и условия обязательного и добровольного страхования путешествующих. У одних страхование путешествующих в США и Шенгенскую зону обходится дороже, чем выезжающих в другие страны. У других страховщиков расчет стоимости страховки не зависит от страны посещения. Надо отметить, что представители компаний, как правило, готовы предоставить по телефону полную информацию о предлагаемых ими страховых продуктах.

 

Наша справка. По данным Министерства финансов, в Узбекистане в настоящее время работает 30 страховых компаний. Однако не все они занимаются страхованием выезжающих за рубеж. Их адреса и телефоны можно узнать, воспользовавшись одним из продуктов группы компаний «Norma» – справочником Yellow Pages.

 

А ВОТ БЫЛ ЕЩЕ ТАКОЙ СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ

Стандартные полисы страхования туристов не предполагают крупных расходов на медицинские услуги. Как правило, они рассчитаны на компенсацию расходов за экстренную медицинскую помощь при травме, отравлении, остром инфекционном заболевании, обострении хронической болезни. Страховая компания оплатит ваши счета за услуги врача, выписанные лекарства, транспортировку до медучреждения, диагностику, пребывание и лечение в стационаре, отправку по месту проживания, а в случае смерти застрахованного – доставку его тела домой.

Расширенный список может содержать и другие страховые риски. К примеру, занятия спортом для профессионалов и любителей, активные виды отдыха (дайвинг, горные лыжи, серфинг и др.), страхование от отмены поездки, утраты багажа, услуги экстренной стоматологии, утрата или повреждение транспортного средства, на котором застрахованное лицо выехало за рубеж.

Важно знать, что страховому возмещению подлежат только расходы, вызванные внезапной болезнью. Лечение хронических заболеваний, которые у путешественника были и ранее, сюда не относится.

 

ГДЕ ПРИОБРЕСТИ ПОЛИС?

Конечно же, в страховой компании. Но практика показывает, что большинство туристов не отягощают себя осознанным выбором страховщика, не тратят время на исследование предложений страхового рынка. Впопыхах, и зачастую не знакомясь с условиями полиса, они подписывают договор о его приобретении, считая это всего лишь обременительной и неприятной необходимостью.

А потому выбор страховой компании и конкретного страхового продукта за путешественников делают туристическая компания, авиа- или железнодорожный перевозчик, профсоюзная организация, руководитель коллектива, делегации или группы. При этом их представители зачастую не утруждают себя разъяснениями об условиях страховки тех, кого они вывозят за рубеж.

Но собираясь за границу, надо знать, что, приобретая турпутевку, необязательно покупать у этого туроператора и страховой полис. Зная точные даты отбытия и возвращения, можно приобрести страховой полис самостоятельно на самых удобных для себя условиях. То же самое касается и командированных, и путешествующих по собственному почину. Страховой компании для заключения договора о страховании выезжающих за рубеж необходимы только паспорт (или его копия) страхуемого и знание точных дат путешествия.

 

КАК ПОЛУЧИТЬ СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ?

Чтобы получить страховое возмещение при возникновении страхового случая, нужно:

связаться с ассистанс-компанией – зарубежным партнером вашего страховщика (его контакты будут указаны в страховом полисе). Она является посредником между страховой компанией и ее компаньонами (медицинскими центрами, туристическими агентствами, транспортными организациями). Ассистансы оказывают содействие при медицинском обслуживании (они же могут указать клиники, с которыми существуют парт­нерские договоренности), занимаются локализацией последствий страхового случая, проводят экспертизу и дают экспертное заключение о причинах возникновения страхового события, оценивают размер ущерба и организуют работы по ликвидации его последствий, занимаются урегулированием претензий;

собрать все документы, подтверждающие страховой случай, – выписку из клиники, чеки, документарное подтверждение в случае утери багажа, заключение экспертизы от ассистанс-компании (если в таковом будет нужда).

В компании, продавшей вам полис, вам надо заполнить заявление о страховом возмещении и приложить к нему все имеющиеся у вас доказательства. После рассмотрения вашего заявления в течение 1–2 рабочих дней компанией будет принято решение. Сумму страхового возмещения в национальной валюте по курсу Центрального банка перечислят на вашу пластиковую карту – как на зарплатную, так и на новую специально открытую.

Подводя итоги, еще раз напомним, что страховой полис обеспечивает путешественникам возмещение непредвиденных расходов, связанных с медицинской, юридической, административной и прочей помощью, необходимость в которой возникла во время поездки за границу. Приобретать его или нет, отправляясь в страны, где наличие страховки необязательно, безусловно, личное дело каждого. Отметим лишь, что опытные путешественники советуют иметь такой полис и даже настаивают на обязательном его приобретении в случаях длительных посещений зарубежья, а также поездок, связанных с какими-либо рисками для жизни и здоровья.

Напомним, что основным документом, регулирующим услуги по страхованию в Узбекистане, является Закон «О страховой деятельности» (от 5.04.2002 г. N 358-II). Интересы граждан, пользующихся страховыми услугами, защищены также Законом «О защите прав потребителей» (от 26.04.1996 г. N 221-I).

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ЗАСТРАХОВАННЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Представитель страховой компании «Узбекинвест хаёт» Алишер Миррахимов назвал 6 типичных ошибок, совершаемых застрахованными путешественниками.

1. Клиент не знает условий своей страховки. Нужно иметь четкое представление, на какую помощь вы можете рассчитывать в соответствии с заключенным договором страхования.

2. Клиент не знает, как связаться с ассистанс-компанией (номер ее телефона указан в страховом полисе).

3. Клиент не держит страховой полис при себе постоянно (это особенно актуально в групповых поездках, когда все страховые полисы могут находиться у руководителя). Страховой полис необходимо предъявить ассистанс-компании (в случае консультации по телефону нужно назвать номер страхового полиса). Он может также понадобиться в клинике, куда эта компания вас направит.

4. Обратившись в клинику, клиент не забирает письменное, должным образом заверенное заключение врача (в нем обязательно должен быть указан диагноз). Требуя заключение, объясните врачу, что оно нужно для страховой компании.

5. Оплатив услуги клиники и купив лекарства, клиент не сохраняет чеки на них. А ведь именно на их основании и выплачивается по возвращении домой страховое возмещение.

6. При возникновении страхового случая клиент не готов оплатить медицинские или иные услуги самостоятельно. Ведь страховое возмещение будет выплачено позже, а на месте придется расплачиваться самим.

 

Саида ДЖАНИЗАКОВА,

наш корр.

 

Прочитано: 1151 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2015-01-29 00:00:20, Гость_Шенген:
А я могу добавить,что нужно выбирать страховую компанию которая не возмещает страховку позже по прибытии домой,а выбирать страх.компанию которая оплачивает мед.услуги в стране пребывания самостоятельно.Я имел опыт мед.страховки в Шенген зоне от 2-х компаний, одна действительно не принимает никаких мер по оказанию мед.помощи в стране пребывания,а перекладывает все бремя заботы о своем здоровье на страхователя и предлагает по приезду домой предъявить претензию на возмещение.И это очень неудобно,так как у пострадавшего может не оказать необходимой суммы для оплаты лечения за границей,а это немалая сумма.Другое дело вторая,при моем звонке ассистансу мне была оказана мед.помощь в течении 1 часа за счет страховщика.Так что ,я советую всем  пользоваться всегда при поездках за границу только работающей страховкой по второму методу!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика