Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 50 / Вестник аудитора

«По следам» внутреннего аудита

 

С 1 января 2007 года предприятия с балансовой стоимостью активов более 1 млрд сумов должны иметь службы внутреннего аудита, которые назначаются и подотчетны наблюдательным советам…1. В акционерных обществах, балансовая стоимость активов которых превышает 100 000 МРЗП, также создаются такие службы2. Впрочем, институт внутреннего аудита для Узбекистана – понятие не новое. Вот только осуществлявшие его сотрудники назывались по-разному: «ревизор», «контролер». Но суть их деятельности – аудит финансовых процессов на предприятии.

 

Сегодняшняя же служба внутреннего аудита АО (далее – служба) осуществляет контроль и оценку работы исполнительного органа, филиалов и представительств общества путем проверок и мониторинга соблюдения ими законодательства, устава и других документов, обеспечения полноты и достоверности отражения данных в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, установленных правил и процедур осуществления хозяйственных операций, сохранности активов, а также соблюдения законодательством требований по управлению обществом. Суть и принципы ее работы изложены в Положении о службе внутреннего аудита на предприятиях1. Узаконен статус службы как структурного подразделения предприятия по контролю и оценке работы исполнительного органа управления и структурных подразделений предприятия. Ее основные задачи: оперативное внесение органам управления предприятия рекомендаций по устранению выявляемых в процессе аудита недостатков, контроль за их устранением.

Среди основных функций службы: проведение проверок в соответствии с ежегодно утверждаемым наблюдательным советом предприятия планом; экспертиза заключаемых хозяйственных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства; консультирование и оказание методической помощи структурным подразделениям в бухучете, финансовой отчетности; содействие органам управления в разработке техзаданий. Внутренний аудитор имеет доступ ко всей финансовой информации в течение года. В число его задач входит и помощь наблюдательному совету в составлении грамотного технического задания для выбора претендентов на проведение внешнего аудита и оценке результатов конкурса. Хотя внутренний и внешний аудиторы преследуют одну цель – достоверность финансовой отчетности, в практической деятельности они не всегда хорошо взаимодействуют. В международной практике такое взаимодействие регулирует Международный стандарт аудита (МСА) 610.

Согласно ему при наличии на предприятии службы внутреннего аудита внешний аудитор определяет, следует ли использовать внутренних аудиторов для определенных видов работы. Если «да», то в каком объеме. Это значит, что в международной практике итоги внутреннего аудита не просто учитываются, но и могут применяться в качестве рабочих документов внешнего аудита. Но для принятия такого решения внешний аудитор должен определить, может ли работа внутренних аудиторов быть достаточна для целей его аудита и каково ее ожидаемое влияние на характер, сроки и объем выполняемых им процедур. Для этого он оценивает объективность службы; техническую компетентность внутренних аудиторов; могут ли они выполнять свою работу с надлежащей профессиональной осторожностью и каковы возможности эффективного информационного взаимодействия между внутренними и внешними аудиторами. Кроме того, внешний аудитор оценивает, был ли внутренний аудит осуществлен специалистами, обладающими достаточной технической подготовкой и навыками; проведены ли контроль, анализ и документирование результатов их работы; насколько обоснованы их выводы; согласуются ли отчеты внутренних аудиторов с результатами выполненной ими работы; приняты ли надлежащие меры по любым возражениям или необычным вопросам, информация о которых раскрыта внутренними аудиторами.

Решая, «принять» или «не принять» результаты внутреннего аудита, рекомендуется также рассмотреть протоколы собраний учредителей (акционеров), заседаний наблюдательного совета, в которых отражены деятельность и рекомендации внутренних аудиторов, оценить проделанную на предприятии работу по исправлению выявленных внутренними аудиторами недочетов.

Информацию о внутреннем аудите можно получить из подготовленных внутренними аудиторами для наблюдательного совета отчетов о результатах проверок выполнения бизнес-плана, соблюдения принципов корпоративного управления; состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия; правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; соблюдения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственных операций; состояния внутреннего контроля; а также из сводного отчета службы внутреннего аудита.

Работа службы, являющейся частью системы внутреннего контроля на предприятии при аудиторской проверке, оценивается в соответствии с Национальным стандартом аудиторской деятельности (НСАД) N 12 «Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудиторской проверки»3. Аудитор обязан быть достаточно убежден в том, что бухгалтерский учет достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого хозсубъекта. При оценке контрольной среды рассматриваются основные принципы управления предприятием, его организационная структура, распределение ответственности и полномочий работников, кадровая политика, порядок подготовки финансовой отчетности для внешних пользователей, управленческий учет и подготовка отчетности для внутренних целей, соответствие финансово-хозяйственной деятельности требованиям законодательства.

Таким образом, только изучив деятельность внутреннего ­аудитора, убедившись в адекватности его вклада в правильность и достоверность финансовой документации на предприятии, авторитете среди руководства, внешний аудитор может принять результаты работы службы и готовить свой отчет, основываясь на данных, полученных от внутренних аудиторов. Но слепо доверять их отчетам нельзя, так как ответственность за результаты внешнего аудита несет аудиторская организация. Чтобы не ошибиться, необходимо удостовериться в верности принятых решений, возможно, проведя выборочную проверку. Принятие отчетов подразумевает открытый и доверительный диалог двух аудиторов. Он позволит аудиторской организации сократить время на проведение аудита, а работодателю – расходы на него. Следует знать, что организации, которым положено иметь в штате службу внутреннего аудита, ежегодно выделяют на аудит определенную сумму. Если ранее эта сумма полностью предназначалась для оплаты работ по внешнему аудиту, то теперь, начиная с 2007 года, с появлением необходимости содержания службы внутреннего аудита она немного возросла и стала делиться между внутренними и внешними аудиторами. Таким образом вынужденно снижаются затраты на внешний аудит. Но совместная работа внешнего и внутреннего аудиторов может сократить время и деньги.

Осуществление аудита может не занимать все рабочее время внутреннего аудитора. Поэтому он вправе совмещать другие должности, не связанные с финансовой деятельностью предприятия. Ведь главное условие внутреннего аудита – независимость специалиста, особенно от финансового подразделения, которое ему надлежит проверять.

Сегодня сертификаты внутреннего аудитора стараются получить и внешние, чтобы иметь право работать в службах предприятий, особенно в периоды «аудиторского межсезонья», когда спрос на аудиторские проверки минимален. Поэтому при оценке «внутреннего» «внешний» порой оценивает работу коллеги. Наблюдающееся в некоторых ситуациях соперничество чаще связано с конкурированием личностей, а не двух видов аудита. Более того, авторитет внутреннего аудитора существенно вырастет, если он обнаружит недочеты раньше своего «внешнего» коллеги. А потому нет нужды при проведении обязательной проверки скрывать итоги своей работы, тем более если выявленные ею недочеты устранены в срок.


Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА,

д.э.н., САР,

председатель Совета Национальной ассоциации

бухгалтеров и аудиторов Узбекистана.

 

 


1Положение о службе внутреннего аудита на предприятиях (приложение N 2 к Постановлению КМ от 16.10.2006 г. N 215).

2Статья 108 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (от 26.04.1996 г. N 223-I, в редакции Закона от 6.05.2014 г. N ЗРУ-370).

3Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 12.04.2007 г. N 1673.

Прочитано: 3643 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика