Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 47 / Таможня

Будьте решительнее: пользуйтесь обратной связью

 

Написать это письмо побудили меня некоторые «особенности» работы наших таможенных постов. С ними сталкиваюсь не только я, но и другие участники внешнеэкономической деятельности. Вот уже несколько лет наблюдается странная тенденция: некоторые таможенники своими требованиями подводят импортеров к правонарушениям.

Как это происходит? Допустим, предприниматель заказал в Китае оборудование, заключил импортный контракт, перевел средства. Груз в закрытом контейнере прибывает в Узбекистан с сопроводительными документами, где указаны наименование, количество и цена оборудования. Инспектор таможенного поста принуждает импортера подавать декларацию, не открывая контейнер, не осмотрев, не измерив товары, а только на основании сопроводительных документов. Все это противоречит статье 100 Таможенного кодекса РУз, согласно которой декларант вправе под таможенным контролем до подачи таможенной декларации осматривать и измерять товары и транспортные средства, с разрешения таможенного органа изымать пробы и образцы. Здесь же импортеру отказывают в вывозе груза на таможенный склад для осмот­ра товаров без подачи ГТД. А ведь, согласно абзацу второму статьи 93 Таможенного кодекса, поданная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Иными словами, подав декларацию, импортер свидетельствует, что в данном контейнере прибыло именно это оборудование, с тем весом и в том количестве, что указаны в сопроводительных документах. А что делать, если после подачи ГТД, но без предварительного осмотра, при вскрытии контейнера обнаруживается, что к оборудованию друзья-китайцы загрузили еще запасные части и(или) первостепенные расход­ные материалы, не указав их в сопроводительном документе?

Практика знает два выхода из такой ситуации. Первый – договориться с досматривающим инспектором. Второй – инспектор оформляет протокол нарушения таможенного законодательства, что приводит к возбуждению административного (либо уголовного) дела. Импортера наказывают административным штрафом от 5 до 10 МРЗП за недостоверное декларирование (статья 22722 Кодекса об административной ответственности), а запасные части и расходные материалы конфискуют в пользу государства. Импортер, не зная достоверно, что прибыло в контейнере, с подачи таможенных органов становится правонарушителем.

Если бы таможенные органы работали четко в соответствии с законом, то импортер под их контролем вскрыл контейнер, измерил все товары, на лишние получил бы документы от иностранного партнера и только после этого с чистой совестью подал декларацию на все прибывшие товары.

Мне как законопослушному гражданину Узбекистана такая позиция госоргана непонятна.

Предприниматель Узбекистана.

 

 

ПРАВА ДЕКЛАРАНТА

Действительно, статья 100 Таможенного кодекса (ТК) вполне определенно оговаривает, что декларант вправе под таможенным контролем до подачи таможенной декларации осматривать и измерять товары и транспортные средства, с разрешения таможенного органа изымать пробы и образцы.

Перечень прав лица, совершающего действия по таможенному оформлению от имени декларанта (таможенного брокера), регламентирован Положением о специалисте по таможенному оформлению1. Так, в частности, при осуществлении своей деятельности специалист имеет право производить под таможенным контролем осмотр товаров и транспортных средств, их взвешивание и иное определение количества, а также с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы товаров. А при производстве предварительных операций он также вправе составлять проекты документов, необходимых для таможенных целей, помещать товары и транспортные средства на склад временного хранения.

 

ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ

В письме указано, что таможенные органы отказывают импортеру в вывозе груза на таможенный склад для осмотра товаров без подачи грузовой таможенной декларации.

Согласно статье 24 ТК ввезенные товары с момента их представления таможенному органу и до выпуска в соответствии с избранным режимом временно хранятся на таможенном складе без применения таможенных пошлин, налогов и мер экономической политики2. Они, согласно Положению о таможенном режиме «Временное хранение»3, приобретают статус находящихся на временном хранении автоматически с момента и в силу их представления таможенному органу в месте доставки4.

Местом прибытия на таможенную территорию Узбекистана и доставки товаров может быть только таможенный склад открытого или закрытого типа. Товары, находящиеся в нем на временном хранении, могут в присутствии сотрудника таможенного органа осматриваться и измеряться лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, его представителями. Их также можно подвергать операциям, необходимым для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, включая исправление поврежденной упаковки, перемещать в пределах склада.

В соответствии со статьей 24 ТК при помещении товаров под режим временного хранения применяется краткая декларация (статья 87 ТК).

Что касается грузовой таможенной декларации, то, согласно статье 92 ТК, она подается в сроки, установленные таможенными органами, которые не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств.

 

ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ  ТЕЛЕФОНОМ ДОВЕРИЯ

В Государственном таможенном комитете с 2010 года действует служба «Телефон доверия», которая была создана для своевременного выявления и устранения недостатков в работе таможенных органов, а также для содействия в работе по обнаружению и пресечению преступлений в таможенной сфере. В настоящее время телефоны доверия функционируют во всех территориальных таможенных управлениях ГТК.

Позвонить по ним и сообщить о нарушении таможенного законодательства, коррупции, вымогательстве, недостойном поведении должностных лиц таможенной службы и ее постов вправе любой гражданин и участник ВЭД. Предоставившему информацию лицу гарантируются безопасность и конфиденциальность.

Телефон доверия работает круглосуточно. Обратившийся должен изложить суть обращения. Ответственный сотрудник таможенных органов обязан представиться, сообщив Ф.И.О., должность. Позвонивший может получить ответ по существу своего вопроса. Для этого необходимо представиться и оставить свой телефон или адрес.

Вся поступающая в дежурные части ГТК и его территориальные подразделения информация (сообщения, заявления, жалобы, предложения и т.п.) регистрируется в журналах с указанием времени приема и передается руководству таможенной службы. После вынесения резолюции она направляется для исполнения в соответствующие подразделения. По каждому обращению проводится тщательная проверка. Если факты нарушения таможенного законодательства, неправомерных действий таможенников подтверждаются, к этим должностным лицам принимаются меры, предусмотренные действующим законодательством.

Руководство ГТК отмечает большое значение поступающей по телефонам доверия информации, которая содействует выявлению преступлений в таможенной сфере, помогает пресекать коррупцию, волокиту и другие злоупотребления в таможенных органах, оперативно реагировать на факты нарушения таможенного контроля и таможенного оформления.

 

Внимание! Если вам стали известны противоправные действия должностных лиц таможенных органов Узбекистана, вы можете незамедлительно обратиться в Государственный таможенный комитет через его сайт customs.uz или по телефону доверия (8371) 120-76-27.

А также по телефонам доверия в территориальные таможенные управления:

 

Центральный аппарат

(8371) 120-76-33

Республика Каракалпакстан

(8361) 224-02-68

Андижанская область

(8374) 226-76-60

Бухарская область

(8365) 770-06-30

Джизакская область

(8372) 223-31-63

Кашкадарьинская область

(8375) 221-05-01

Навоийская область

(8436) 223-08-65

Наманганская область

(8369) 234-33-01

Самаркандская область

(8366) 234-39-57

Сырдарьинская область

(8367) 227-89-45

Сурхандарьинская область

(8376) 225-24-51

Ташкентская область

(8371) 120-86-10

г.Ташкент

(8371) 120-76-76

Ферганская область

(8373) 244-67-31

Хорезмская область

(8362) 226-93-61

СТК «Ташкент АЭРО»

(8371) 120-86-30

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спец. корр.

 

 


1Утверждено постановлением ГТК, зарегистрированным МЮ 15.09.2003 г. N 1272.

2Временное хранение как стадия таможенного оформления может не применяться только в случаях завершения таможенного оформления товаров и транспортных средств в течение 3 часов после их представления таможенному органу. При этом товары и транспортные средства должны находиться под постоянным таможенным конт­ролем.

3Утверждено ГТК, зарегистрировано МЮ 17.06.1998 г. N 447.

4Таможенный пост, производящий таможенное оформление грузовой таможенной декларации.

Прочитано: 2483 раз(а)

Комментарии к статье (1)

Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден.
2015-01-12 09:07:19, Гость_АДВОКАТ ПАВЕЛ СИЛЬНОВ:
Думается, что в приведенном ответе все же не дано четкого разъяснения как можно выйти из данной ситуации.
Возможно выходом из данной ситуации является проведение декларантом согласно статьи 100 Таможенного кодекса Республики Узбекистан (далее-ТК)  до подачи таможенной декларации осмотра и измерение товаров и транспортных средств, а также с разрешения таможенного органа изъятие проб и образцов.  А затем в случае несоответствия количества или стоимости груза заявленному количеству и стоимости в документах экспортера, подать письменное заявление  грузополучателя (импортера) или от его имени декларанта к таможенному органу с просьбой провести  осмотр и измерение товаров и транспортных средств.  В этом случае согласно части первой ст.78 ТК  по требованию таможенного органа лицо, перемещающее товары через таможенную границу, перевозчик, владелец склада или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, обязаны за свой счет произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению. А согласно ст.79 ТК таможенные органы могут для производства таможенного оформления, а с их разрешения - лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и другие органы государственного контроля вправе изымать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, для проведения их исследования (экспертизы). Поэтому если  действовать таким образом, то,  на наш взгляд, удастся избежать привлечения импортера к административной ответственности по статье 227-22 Кодекса  Республики Узбекистан об административной ответственности

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика