Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 45 / Законодателю на заметку

Энергетика не по плану

 

Уже несколько лет идет работа над проектом закона об альтернативных источниках энергии, и принимать его придется парламенту нового созыва. Кому и зачем нужен этот документ? Можно ли обеспечить мало-мальски существенную долю «альтернативы» в энергобалансе республики, не имея ни закона, ни положенной в его основу долгосрочной национальной концепции развития альтернативной энергетики?

Сегодня эта сфера развивается по президентской программе1, прописанной до 2016 года. А масштабность затеваемых проектов, по капиталоемкости сопоставимая с капстроительством в традиционной энергетике, требует стратегического обзора минимум на 15–20 лет вперед. Короче говоря, чтобы что-то шло по плану, нужен этот самый план.

 

Свой вариант национальной концепции, точнее сказать, ее прототип, в 2013 году разработала Ассоциация предприятий альтернативных видов топлива и энергии. Она объединяет более трех десятков хозсубъектов, уже сегодня инвестирующих в зеленую энергетику. Конечно же, им хочется ясности во всех интересных вопросах типа «а не поменяется ли направление движения после того, как я вложусь во все это по полной программе?».

Почему прототип? Потому что рожден без участия Минэкономики. Без цифр, так сказать. Вот, берем теперь этот «отраслевой манифест», добавляем расчеты по росту экономики на максимально просматриваемый период. На этой основе пишем единую долгосрочную национальную программу по альтернативной энергетике и несколько малых отраслевых. В соответствии с концепцией и программами дорабатываем законодательство. И вот тут уже, наконец, принимаем закон об альтернативных источниках энергии, вносим изменения в нормы законов «О рациональном использовании энергии» (1997) и «Об электроэнергетике» (2009), сдерживающие широкое использование и развитие альтернативных и возобновляемых источников. Формируем подзаконную нормативную базу. Создаем специальный Фонд государственной поддержки развития и использования альтернативных источников энергии и государственную систему целевого стимулирования инвестиций в данный конкретный сектор энергетики. Дело за малым: нет концепции…

 

РЫНОК ПЛЮС-МИНУС УЗБЕКЭНЕРГО

Прототип концепции базируется на нескольких узловых моментах. Первый – это создание при Кабинете Министров специально уполномоченного органа, ответственного за координацию и развитие альтернативной энергетики. Притом, что до сего момента «первую скрипку» профильного ведомства играл (и продолжает играть) флагман традиционной энергетики – Узбекэнерго, понуждаемый к этому указами главы государства.

Частный капитал – если ориентироваться на мнение членов Ассоциации – не устраивает такая раскладка: ГАК «Узбекэнерго» – монополист и конкурент бизнесу, его генерирующие «традиционные» мощности конкурируют с альтернативными направлениями в энергетике.

Вообще, можно сколько угодно долго фантазировать на тему – «альтернативная энергетика по всяким разным очевидным причинам легко и непринужденно дополняет традиционную», но факт остается фактом: слишком много вложено в традиционные источники, чтобы не учитывать «сопротивление материала».

Косвенное подтверждение такой позиции дает цитата из выступления руководителя российской «Газпром нефти»2: «Зеленый раж» по поводу альтернативной энергетики вредит общей эффективности энергетической отрасли». И далее: на фоне «зелени» внимание регуляторов к традиционной энергетике снижается, а интенсивный практический интерес к «зеленым технологиям» мешает выходу на рынок «более продвинутых и готовых к использованию технологий». Под продвинутыми технологиями подразумеваются исключительно традиционные. Налицо – внутриотраслевой конфликт интересов, и тем более нежелательно изначально закладывать его в отношения между регулятором и бизнесом.

Почему регулятор должен «расти» из Кабмина, тоже понятно. Этот государственный орган отвечает за разработку программ развития электроэнергетики3 и уже имеет под собой Узгосэнергонадзор. Приспосабливать последний под нужды бесхозной «альтернативы» Ассоциация не считает целесообразным, поскольку у ведомства другие задачи и предостаточно своих нерешенных проблем.

Второй узловой момент концепции тоже вполне предсказуем, поскольку об этом много по разным поводам в последние годы говорилось. Для того чтобы альтернатива получила маломальские шансы на развитие, прежде необходимо создавать и развивать рынок электроэнергии. Свободный от монополий, с минимальными входными издержками и приоритетным подключением к магистральным электрическим сетям операторов альтернативной энергетики.

В настоящее время магистральные и распределительные электрические сети находятся в ведении ГАК «Узбекэнерго». Сфера является естественной монополией, поскольку в ней в принципе трудно создавать конкуренцию.

В случае с альтернативой, с одной стороны, для конкуренции появляется технологическая основа. С другой, есть вещи, явно не совместимые с рынком: цены на электроэнергию, вырабатываемую традиционными источниками, учитывают лишь затраты на топливо, эксплуатацию и обслуживание текущих генерирующих мощностей и т. п. Но не учитывают затрат на модернизацию и введение в строй новых мощностей. Чего никак не может себе позволить альтернатива.

В целом соотношение показателей удельных капитальных вложений и стоимости энергии, вырабатываемой традиционной энергетикой, и того же самого, но за счет альтернативных источников энергии было и остается одним из основных препятствий на пути развития последних. Для того чтобы выровнять изначальный перекос, нужно использовать то, что его в свое время образовало – многоуровневую государственную поддержку.

И здесь как раз третий момент плавно вытекает из второго: для развития сферы требуется комплексное стимулирование инвестиций в нетрадиционные источники на государственном уровне – в масштабе, сопоставимом со стимулированием традиционной энергетики. Начиная с выделения территорий под размещение соответствующих объектов и заканчивая установлением благоприятного налогового и конвертационного режимов. Причем последний для инвестора даже важнее льгот по налогам.

Насколько длительной должна быть такая опека? Пока в ней не отпадет реальная необходимость. До тех пор, пока отсутствие льгот не будет лишать бизнес жизнеспособности в этой сфере. Банально вообще-то, но что есть, то есть.

 

ЗАКОН, КОТОРЫЙ БУДЕТ

Проект будущего закона об альтернативных источниках энергии уже побывал в Законодательной палате действующего созыва и отправлен на доработку в Кабмин. Сейчас наверняка можно сказать только одно: закон будет рамочным, устанавливающим общие принципы регулирования сферы. Также известно, что на сегодняшний день проект содержит стимулирующие нормы, согласно которым:

ни физическим, ни юридическим лицам не потребуется отдельного разрешения в случае производства энергии для собственного пользования при условии неподключения такой энергоустановки к единым энергетическим сетям;

энергоснабжающим организациям будет запрещено отказывать в сбыте энергии, произведенной на основе альтернативных источников энергии;

производители оборудования для отрасли на целых 15 лет будут освобождены от ряда налогов (на имущество в части стоимости своего технологического и испытательного оборудования, на прибыль и земельного), а также от таможенных пошлин и кое-каких других обязательных платежей;

пользователи энергии (юрлица) тоже на 15 лет освобождаются от налога на имущество в части стоимости соответствующего оборудования и вполовину меньше будут платить за выбросы вредных веществ;

банки и страховщиков «подвяжут» на льготное кредитование производителей и страхование их технологического и испытательного оборудования;

пользователи-физлица будут якобы тоже освобождены от подоходного налога с целевым направлением этой суммы на возврат кредитов для закупки оборудования (установок) альтернативных источников энергии.

Останутся ли эти нормы в законодательном акте к моменту его принятия, покажет время.

 

ЧТО ИМ ВООБЩЕ НУЖНО?

Каковы стартовые возможности и потребности различных направлений альтернативной энергетики в Узбекистане? В прототипе концепции в общем виде представлены некоторые предложения по конкретным направлениям в том виде, в котором они существуют сегодня.

 

 

Сфера деятельности

 

Что имеем

 

Что нужно

 

1. Производство фотоэлектрических модулей для солнечных электростанций

 

Мощная возобновляемая база сырьевых ресурсов; действует завод для производства технического кремния, готовый без проблем выдавать завтра не только поли-, но и монокристаллический кремний тоже

 

Инвестиции, технологии

 

2. Производство систем солнечного горячего водоснабжения

 

Достаточная сырьевая база для изготовления стеклянных труб – базового компонента системы горячего солнечного водоснабжения.

Данное направление развито на уровне создания экспериментальных объектов, широкого распространения пока не получило

Необходимо упростить процедуры внедрения данной технологии и дать операторам налоговые льготы как минимум по земельному и налогу на прибыль

 

3. Производство электроэнергии и тепловой энергии на основе биогаза

 

Достаточная сырьевая база (отходы животноводства, сточные коммунальные воды, растения-галофиты и т. п.)

 

Необходимо создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций

 

4. Производство ветроэнергетических установок

 

Валовой и технический потенциалы сферы невелики, география – ограничена

 

Частные и иностранные инвестиции – в сферу производства, а также преференции для потребителей

 

5. Производство малых гидроэлектростанций

 

Имеется спрос на малые электростанции. Вместе с тем значительное количество станций ведомственной принадлежности законсервировано без возможности их использования частным бизнесом

 

Государственная поддержка как производителей энергии на базе малых ГЭС, так и ее потребителей.

Расконсервация объектов

6. Производство светоизлучающих диодов

 

Направление является приоритетным на дальнюю перспективу.

Сырьевая база, в принципе, достаточна, но требует разработки. Научно-технический потенциал местных специалистов очень высокий

Целесообразно развивать данное направление под государственную гарантию

 

7. Производство быстро перезаряжающихся необслуживаемых аккумуляторных батарей со сроком службы 20 лет и более

 

Джизакский аккумуляторный завод специализируется на производстве кислотных аккумуляторов для сельхозтехники, которые непригодны в целях использования в ВИЭ-установках

 

1. Привлечение частных, в том числе иностранных инвесторов. Расширение номенклатуры Джизакского аккумуляторного завода.

2. Организация производства гелиевых аккумуляторных батарей (ГАБ) для солнечных электростанций на основе утилизации щелочных и кислотных АБ

8. Развитие производства контроллеров, инверторов и информационно-измерительных систем для альтернативных источников энергии

 

В Узбекистане в этом направлении работает ряд НИИ и предприятий, часть важнейших комплектующих завозится
из-за рубежа

 

Упрощение доступа этих организаций к валюте. Упрощение таможенных процедур по данной категории импорта

 

 

 

Юлия ЯШИНА.

 

 

Окончание следует.

 


 

1Постановление Президента «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011–2015 годах» (от 15.12.2010 г. N ПП-1442).

2Фрагмент выступления Александра Дюкова («Газпром нефть», РФ). Источник – РИА Новости.

3Статья 6 Закона «Об электроэнергетике» (от 30.09.2009 г. N ЗРУ-225).

Прочитано: 833 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика