Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 42 / Вестник аудитора

Зачем аудиторам ISO?

 

Система менеджмента качества ISO 9001:2008 (далее – СМК) принята во многих странах мира для повышения конкурентоспособности продукции и услуг, производимых отечественными предприятиями, увеличения их экспортного потенциала, а также для внедрения на предприятиях систем управления качеством, соответствующих международным стандартам. Прежде всего СМК позволяет управлять деятельностью предприятия, улучшить его систему внутреннего контроля. Она нацелена на разработку политики постоянного мониторинга и достижения положительных результатов в области качества.

 

Принимая во внимание требования Постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по расширению внедрения на предприятиях республики систем управления качеством, соответствующих международным стандартам» (от 19.06.2009 г. N 173), многие предприятия страны внедряют СМК. Для грамотной работы с системой их сотрудники проходят специальное обучение, разрабатывают необходимую документацию.

Наличие специальной документации обеспечивает результативное управление процессами. Разработанная с учетом специфики, численности персонала, а также его опыта, компетентности, осведомленности и подготовки документация учитывает все требования международного стандарта ISO 9001:2008.

Необходимые документы по внедрению СМК описаны в руководстве по качеству, которое регламентирует деятельность в области распространения СМК. Если возникнет потребность в разработке и внедрении каких-либо дополнительных документов, они готовятся и внедряются в соответствии с требованиями процедур системы качества (ПСК-001 «Процедура управления документацией» и ПСК-002 «Процедура управления записями»).

В аудиторских организациях СМК контролирует проведение финансовых аудиторских проверок. И для повышения удовлетворенности клиентов оказанными услугами руководство организации обеспечивает механизмы определения и выполнения требований потребителей, которые документированы в П-002 «Процесс проведения аудита» и ПСК-007 «Процедура определения требований потребителей, проведения анализа и порядок заключения договоров (контрактов), исполнение договоров и анализ удовлетворенности потребителей». В свою очередь для выполнения требований стандарта ISO 9001:2008, поставленных перед аудиторской организацией, внедрена СМК, отвечающая требованиям международных стандартов. Все необходимые действия по ее исполнению спланированы и документированы в руководстве по качеству, документации по процессам системы качества (П), процедурах системы менеджмента качества (ПСК), должностных инструкциях (ДИ).

Так, качественное проведение аудиторских проверок и дальнейшее обслуживание клиентов аудиторской организации предполагают: документирование процессов, методологии, устанавливающей способы проведения аудита, виды и методы контроля; контроль и управление соответствующими параметрами процессов СМК; определение критериев качества работ, установленных в виде требований стандартов, инструкций и методики; определение и функционирование механизма проведения мониторинга и контроля качества, механизма осуществления аудита и деятельности после сдачи результатов клиенту, то есть дальнейшую поддержку клиентов (если это оговорено в договоре), например, по результатам проведенной проверки, финансового менеджмента.

Идентификация оказанных услуг происходит в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» (от 9.12.1992 г. N 734-XII, в редакции Закона от 26.05.2000 г. N 78-II), стандартами аудита, внутренними стандартами организации. Для этого необходимо оформить заявку, предварительно спланировать проведение работ, подписать договор, подготовить распоряжение о назначении аудиторской группы, составить план аудита, провести аудиторскую проверку и необходимые процедуры в ходе аудита, заполнить и представить контролеру качества тесты и аудиторские доказательства, исправить недостатки и скорректировать результаты проведенного аудита (в отчете), представить окончательный аудиторский отчет и заключения клиенту. По завершении цикла работ клиент должен подписать акты-счета-фактуры выполненных работ, а аудиторский файл должен быть передан в архив на хранение.

В рамках процесса управления СМК определен и процесс проведения внутреннего аудита самой СМК. Разрабатывается и поддерживается в рабочем состоянии процедура ПСК-003 «Управление внутренними аудитами СМК». Она определяет процедуру планирования и проведения внутренних аудитов для соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2008, документации СМК, запланированным мероприятиям и определения результативности и эффективности работы системы в организации.

Внутренние аудиты (проверки) системы менеджмента качества проводятся в соответствии с годовым графиком, спланированным на основе статуса и важности проверяемой деятельности (подразделений) персонала, или в особых случаях. Эти проверки и последующие действия проводятся специально обученными и квалифицированными специалистами (внутренними аудиторами), не зависящими от руководителей проверяемой деятельности. Результаты таких проверок документируются, заносятся в отчеты и доводятся до руководителей процессов и руководства. При необходимости руководители процессов принимают и выполняют коррекцию работы в том или ином подразделении. При последующих проверках эти коррекции также анализируются и контролируется их выполнение. Этот этап необходим для развития менеджмента качества в организации, в том числе и проведения самоконтроля организации.

Новые предложения по изменению процессов, расширению области распространения СМК рассматриваются на совещаниях. Разрабатывается план по качеству для внедрения изменений. После апробирования они утверждаются, а в соответствующую документацию вносятся изменения.

Для того чтобы грамотно внедрить СМК, отслеживать удовлетворенность клиентов качеством предоставляемых услуг, проводить анализ деятельности организации, необходимы ресурсы (людские, финансовые и технические). Требования к ним также определены в документации по качеству.

В организации целесообразно документировать процесс П-004 «Управление кадрами». Предусмотреть обеспечение постоянной подготовки и повышения квалификации; ответственность и полномочия персонала; разработку индивидуальных и групповых проектов, выполнение и оценку результатов; систему вознаграждений; постоянный анализ потребностей сотрудников организации; информирование о предложениях и мнениях; измерение степени удовлетворенности работников; выяснение причин прихода работников в организацию или их увольнения.

В целях демонстрации пригодности и результативности действующей в организации СМК руководство, представитель по качеству, руководители процессов анализируют данные об удовлетворенности потребителей, о соответствии услуг требованиям, характеристиках и тенденциях процессов и услуг, поставщиках. Все эти данные дают представление об общем уровне качества услуг, предоставляемых аудиторской организацией своим клиентам. В этом процессе участвует весь персонал организации, включенный в СМК и определенный в качестве «ресурса» по каждому процессу, что закреплено в документации по процессам.

В рамках процесса управления СМК проводятся необходимые корректирующие и предупреждающие действия, определенные процедурой ПСК-005 «Управление корректирующими и предупреждающими действиями». Она регламентирует порядок устранения самих несоответствий (коррекции) и причин фактических или потенциальных несоответствий.

В качестве корректировок рассматриваются жалобы и сообщения потребителей о несоответствиях аудита. Изучаются их причины, относящиеся к результатам аудита, процессу и системе качества. Результаты такого изучения регистрируются. Выявленные причины несоответствий анализируются и устраняются.

Определяются меры, необходимые для решения любых проблем, требующих проведения предупреждающих действий. Руководству организации для анализа предоставляется вся информация по вопросам корректировок и их целесо­образности.

Опыт показал, что благодаря внедрению ISO 9001:2008 в организации количество клиентов увеличивается, так как многие компании, уже внедрившие ее, с большей вероятностью выберут компанию с СМК.

 

Марина КОНДРАТОВА,

менеджер по СМК ISO 9001:2008

OOO «Marikon Audit».

Прочитано: 2297 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика