Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 40 / Комментарий специалиста

Регламент для водопользователей

 

В водоснабжающих организациях республики завершился всеобуч, нацеленный на освоение нового регламента, регулирующего взаимоотношения с потребителями. Сесть «за парты» специалистам пришлось в связи с введением в действие Правил оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям1 (далее – Правила). Документ, которого очень ждали, определил принципиально новый механизм взаимодействия между сторонами. Его эффективность будет зависеть от осведомленности о нем действующих лиц, вовлеченных в процесс водоснабжения и водоотведения. Ведь повлиять на качество услуг может соблюдение установленных требований всеми сторонами. Поэтому «звонок на урок» для потребителей, их информирование – неотъемлемое условие успешной реализации Правил. Какие новации содержит документ? На что обратить внимание физическим лицам при водопотреблении? Об этом рассказывает заместитель генерального директора Агентства «Узкоммунхизмат» Олимжон АХМЕДОВ.

 

– Олимжон Юсупович, несколько слов о предыстории появления нового документа.

Необходимость его введения была определена Постановлением Кабинета Министров «О мерах по финансовому оздоровлению теплоснабжающих и водоснабжающих организаций республики» (от 6.11.2013 г. N 300), другими актами законодательства. Предыдущие Правила пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в Республике Узбекистан2 были выведены из Государственного реестра действующих нормативно-правовых актов в 2012 году. Это было сделано в связи с необходимостью принятия нового документа, соответствующего современным условиям и требованиям оказания услуг в коммунальной сфере. Ведь в ЖКХ за это время произошли большие изменения. Но получилось так, что старый документ утратил силу, а новый появился только через 2 года. Его отсутствие не позволяло регулировать вопросы, связанные с подключением к сетям водоснабжения и водоотведения, исполнением условий договоров на оказание услуг, начислением объемов потребления, применением штрафных санкций за нарушение условий договоров, самовольное подключение и пользование водными ресурсами и так далее. Возникали затруднения в решении спорных вопросов между физическими и юридическими лицами. В результате водоснабжающие организации не могли нормально функционировать. Это вело к финансовым и производственным потерям, ухудшению хозяйственной деятельности.

– Какие принципиально новые положения нашли отражение в Правилах?

Документ охватывает все аспекты взаимоотношений между поставщиками услуг и потребителями. Прежде в системе водоснабжения и водоотведения существовало много групп потребителей, для каждой из которых соответствовал определенный тариф. Такой подход был неудобным, громоздким для обеих сторон, требовал пересмотра и упорядочения. Сейчас потребители разделены на 3 группы. Это во многом упрощает взаимоотношения с поставщиками, расчеты за водопотребление. Следует отметить, что в Правилах максимально учтены права потребителей. Этот подход является определяющим для всего спектра отношений. Детализирован порядок заключения договоров, сбалансированы права, обязанности и ответственность сторон, подробно прописан регламент установки, эксплуатации, поверки приборов учета, механизм расчетов за оказанные услуги, условия прекращения водоснабжения и так далее. Установлены границы эксплуатационной ответственности организаций водоснабжения и потребителей в системах водоснабжения и водоотведения. Документ включает в себя осуществление постоянного мониторинга и оперативного реагирования на аварийные ситуации, нарушения в работе систем. Что очень важно, установлен механизм обеспечения водой населения, не охваченного централизованной системой водоснабжения. Он предусматривает локальное водоснабжение (скважины, привозная вода и т. д.). При отсутствии технической возможности бесперебойной подачи воды она осуществляется по согласованному с органами государственной власти на местах графику.

– У населения прежде возникало много вопросов, связанных с установкой, эксплуатацией и поверкой приборов учета водопотребления. Как они урегулированы в Правилах?

Это один из ключевых вопросов взаимоотношений между потребителями и поставщиками. Он связан с ресурсосбережением, сверхнормативным потреблением, эффективной деятельностью предприятий водоснабжения. Прежде не было четкого механизма, регламентирующего эти вопросы в комплексе. В результате практика оставляла желать лучшего. Из-за отсутствия однозначной трактовки тех или иных коллизий, связанных с эксплуатацией водомеров, часто возникали противоречия между сторонами. По сути, Правила содержат пошаговую инструкцию по установке, эксплуатации и поверке. Что очень важно, большое внимание уделяется информированию потребителей о сроках оказания услуг, ответственности поставщиков и потребителей за их нарушение на всех этапах. Как было прежде на практике? Одни потребители не проводили своевременно поверку, ссылаясь на то, что не знали об этом. Другие хотели установить счетчик, но были не в курсе, с чего начать, за что платить, на что обратить внимание. Третьи не имели представления о последовательности действий при его неисправности, повреждении или срыве пломбы. Сейчас эти вопросы урегулированы в одном документе, стали понятны и прозрачны.

Правила устанавливают единый порядок оснащения жилых и нежилых помещений приборами учета. Они приобретаются потребителями за свой счет. Их обслуживание (установка, поверка, ремонт, замена) осуществляется поставщиком и другими специализированными организациями, прошедшими аккредитацию в Агентстве «Узстандарт» на основании договоров, оплачивается по отдельным единым тарифам, согласованным с органом ценового регулирования. Опломбирование счетчиков у потребителей производится бесплатно. Срок установки – 30 календарных дней после 100-процентной предоплаты. Для малообеспеченных семей, получающих пособия в органах самоуправления граждан, счетчики устанавливаются за счет средств водоснабжающей организации с последующим погашением их стоимости в течение 12 месяцев. Определена ответственность поставщика за нарушение срока установки прибора учета. Потребитель в этом случае освобождается от оплаты повышающего коэффициента за отсутствие счетчика. Водоснабжающая организация за каждый просроченный день уплачивает пеню в размере 0,1%, но не более 50% от суммы договора.

– Насколько прозрачнее станет для потребителей процедура проведения поверки?

– Правилами введена норма, предусматривающая ответственность поставщика за своевременное проведение поверки приборов учета, раннее оповещение потребителей о ее проведении, снятии (установке), контроле показаний приборов учета. Ведь все проблемы возникают из-за неинформированности населения. Теперь водоснабжающая организация должна предварительно уведомить жителей о проведении поверки за 30 дней до истечения межповерочного интервала. Для физических лиц он составляет 1 раз в 4 года. В 3-дневный срок со дня получения уведомления потребитель согласовывает с поставщиком день и время снятия счетчика с последующим составлением двухстороннего акта. Время проведения поверки со дня снятия счетчика до установки и его опломбирования составляет не более 30 дней. В документе нашли отражение случаи, когда житель может отсутствовать по уважительной причине. Например, он находится в служебной командировке, на лечении и так далее и не может своевременно провести поверку. Для продления ее срока он должен предъявить подтверждающие документы. Прежде граждане не знали, что включает в себя оплата за услуги по проведению поверки. В Правилах дается расшифровка этих работ.

– В каких случаях предусмотрено проведение внеплановой поверки счетчика?

При обнаружении неисправности водомера, несанкционированном вмешательстве в его работу, срыве контрольных пломб. Отсутствие четкого регламента здесь приводило к тому, что не было единого подхода к регулированию этих вопросов. Иногда они решались с нарушением прав потребителей. Поэтому так важно было установить порядок, исключающий двоякое толкование. Теперь в таких случаях поставщик обязан выдать жителю предписание о необходимости проведения в течение 30 дней внеплановой поверки счетчика, составить акт. Если гражданин сам обнаружил повреждение или срыв пломбы, он должен в течение 2 дней сообщить об этом поставщику. Если при срыве пломбы по вине потребителя (что подтверждено актом) поверка установит непригодность счетчика, он направляется на ремонт, после чего поверяется еще раз. В случае невозможности ремонта житель должен приобрести и установить новый прибор учета.

– Важный раздел Правил – «Расчеты за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения». На что следует обратить внимание физическим лицам?

В него включены две важные нормы, которые были утверждены Постановлением Кабинета Министров от 6.11.2013 г. N 300, адресованные потребителям, не установившим приборы учета. При отсутствии счетчиков расчет с населением производится по действующим нормам водопотребления с повышающим коэффициентом 1,5 к тарифу на холодную воду. В жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, при отсутствии прописанных граждан оплата осуществляется по нормам потребления с применением повышающего коэффициента к установленным тарифам в расчете: на 1 человека в 1- и 2-комнатной квартирах; на 2 человек в 3-комнатной квартире; на 3 человек в 4-комнатной квартире; на 4 человек в 5-комнатной квартире и так далее. Несмотря на достаточную жесткость этих мер, на них возлагают надежды подстегнуть потребителей к оснащению жилых помещений приборами учета. Для водоснабжающих организаций – это компенсация потерь, связанных со сверхнормативным водопотреб­лением. Определен порядок расчета для различных категорий жителей: нанимателей, физических лиц, проживающих в государственном, ведомственном жилом фонде, общежитиях, при смене собственника жилого помещения. Оплата за оказанные услуги производится по выбору потребителей без ограничения: по безналичному и наличному расчету, в том числе с использованием пластиковых карт, через почтовые отделения, систему электронных платежей. За несвое­временную оплату для физических лиц начисляется пеня в размере 0,1%, но не более 50% от просроченной суммы платежа. Водоснабжающим организациям запрещается осуществлять самостоятельный сбор наличных средств с населения за оказанные услуги, минуя кассы. Установлен порядок подачи и рассмотрения претензий потребителей за неправильную выписку счетов.

 – Насколько сбалансированы в документе права и обязанности сторон? Иногда можно было услышать от потребителей, что в прежних документах по оказанию коммунальных услуг был некоторый перекос. У потребителей превалировали обязанности, у поставщиков – права.

В Правилах расширены обязанности и ответственность водоснабжающих организаций в интересах потребителей. Например, жители жаловались на то, что часто к ним приходили контролеры с проверкой счетчиков. Люди спрашивали, а какова периодичность таких проверок? Сейчас установлена обязанность поставщиков проводить контроль показаний приборов учета, целостности пломб у населения не реже 1 раза в квартал. Или взять их ответственность за своевременное проведение госповерки счетчиков, обязанность широко информировать население о сроках исполнения услуг, соблюдение этих сроков. Если говорить о правах водоснабжающих организаций, в документе они сформулированы относительно частичного или полного прекращения подачи воды. Установлен четкий порядок отключений. Так, поставщик обязан за 10 дней, письменно проинформировав потребителя, прекратить подачу воды в случае невыполнения им условий договора, неоплаты водопотребления, необоснованного недопуска представителя водоканала для контроля и снятия показаний счетчика, неудовлетворительного технического состояния сетей и так далее. Конечно, с выходом новых Правил вряд ли в один момент изменится ситуация в водоснабжении. Но они предоставляют поставщикам и потребителям хороший инструмент, владея которым можно улучшить качество оказываемых услуг.

 

Ирина ГРЕБЕНЮК,

наш спец. корр.

 

 


1Приложение N 2 к Постановлению КМ от 15.07.2014 г. N 194.

2Утверждены Минкоммобслуживания, зарегистрированы МЮ 24.04.1994 г. N 44.

Прочитано: 4080 раз(а)

Комментарии к статье (2)

2014-10-15 12:09:42, Гость_И.Запарходжаев - «Ижтимоий фикр» ЖФУМ:
Хотя корреспондент правильно задала вопрос, перекос в сторону поставщика  однозначно остался.
По-прежнему нет для физлиц компенсаций за снижение давления в сети, качеству, а в случаях перебоев  допоставки (водовозов не бывает).
Несвоевременно сообщается о прекращении подачи воды.
Нужно больше  норм об ответственности  поставщика, нежели обязанностей потребителя!
2014-10-20 10:49:44, Гость_S.S.Nasretdinov – DDGI/UzLiDeP:
Действительно, нужно, чтобы потребители получали компенсации в виде скидок за неритмичность и низкое качество воды, как это происходит с подачей электроэнергии для субъектов предпринимательства  - за упущенную прибыль, выход из строя оборудования  и пр.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика