Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 34 / Как бухгалтер бухгалтеру…

Смена караула

или да здравствует новый бухгалтер!

 

Главный бухгалтер увольняется, на его место приходит другой… Знакомая практически всем специалистам учета история. Эта вполне жизненная ситуация может обернуться не самыми приятными последствиями. Новому бухгалтеру вряд ли захочется разбираться в ошибках предыдущего коллеги, а увольняющемуся главбуху – уходить, оставив после себя беспорядок в делах, нарушив тем самым вопрос профессиональной этики. И, уж конечно, ни один руководитель не готов рисковать своим бизнесом. Избежать этого поможет процедура приема-передачи дел. О том, как грамотно ее организовать, и о многом другом нашему корреспонденту рассказала опытный главный бухгалтер АО «Республиканский центр выставочно-ярмарочной торговли товарами народного потребления» (РЦВЯТТНП) Ирина ПЛАСТУНОВА.

 

 

– Существует ли четкий порядок передачи дел при увольнении главного бухгалтера?

– Такого четкого нормативного утвержденного порядка нет. Многие организации самостоятельно разрабатывают данную процедуру. Как правило, она включает в себя инвентаризацию, проверку состояния счетов, после чего следуют непосредственная передача дел и оформление акта приема-передачи.

То есть данная процедура необязательна?

Возможно, только теоретически. На практике передача дел очень важна для всех сторон взаимоотношений: увольняющегося бухгалтера, его преемника и руководителя предприятия. Прежнему главбуху эта процедура позволит подтвердить надлежащее исполнение им трудовых обязанностей и с чистой совестью покинуть свое рабочее место.

Для любого грамотного бухгалтера так называемая «чистка хвостов» – дело чести и элементарное благоразумие. Ведь, даже уволившись, он продолжает нести ответственность за период ведения им учета. А вновь пришедший сотрудник сможет не только обезопасить себя от возможных совершенных коллегой ошибок и недочетов, но и разграничить степень ответственнос­ти. Понятное дело, что этот процесс должен волновать и директора. Причем чем раньше произойдет передача дел, тем будет лучше для всех. Согласно законодательству бухгалтер, как и другой работник организации, может покинуть предприятие по собственному желанию, предупредив об этом работодателя за 2 недели. Конечно, ситуации бывают разными, как и отношения между шефом и бухгалтером. Случается, что бухгалтер продолжает сотрудничать с директором бывшей организации, но эти отношения строятся на дружеско-моральной основе, а не на законодательной.

– Как быть, если предприятие большое и инвентаризация займет много времени?

Я бы рекомендовала подойти к вопросу инвентаризации очень серьезно. Я знаю случаи, когда ограничиваются совсем неглубокой инвентаризацией – все зависит от объема. Крупным предприятиям я советую обращаться в аудиторские компании, которые помогут провести инвентаризацию. Говоря об аудиторской проверке, я уверена, что она просто необходима при смене главного бухгалтера.

– Аудиторская проверка – процедура не из дешевых, и не все руководители готовы к таким затратам…

– Любому руководителю необходимо помнить, что проверка важна прежде всего для него и его бизнеса. К сожалению, бывают случаи, когда при смене бухгалтера все дела приняты, акт подписан, но позднее новый бухгалтер не досчитывается какого-то первичного документа или обнаруживает допущенный до него просчет. В таких ситуациях возникают различного рода риски, которые следует предотвращать во избежание серьезных последствий. Кроме того, ни одному бухгалтеру не понравится заниматься «реанимацией» учета и исправлять чужие ошибки. Поэтому я рекомендую бухгалтерам еще на стадии собеседования с руководителем оговаривать вопрос проведения аудиторской проверки, а руководителям не экономить на налоговой безопасности своего бизнеса.

– Когда можно обойтись без привлечения аудиторов? На что в первую очередь главному бухгалтеру нужно обратить внимание при самостоятельной проверке?

– Если в компании предусмотрен внутренний аудит. А также в некоторых других случаях, к примеру на мелких предприятиях, где небольшой объем можно охватить самостоятельно, четко следуя процедуре приема-передачи. При проведении инвентаризации своими силами я рекомендовала бы прежде всего обратить внимание на активы предприятия. Также необходимо внимательно проверить баланс, правильность уплаты налогов. Если новый бухгалтер увидит, что на этом предприятии есть нарушения и руководитель не хочет их исправлять, а требует от него скрывать их и дальше, то стоит хорошо подумать о целесообразности работы в этой компании. Грамотный специалист всегда найдет себе работу, а спокойствие и репутация дорогого стоят.

– Часто встречающаяся ситуация: новый главбух еще не найден, а старый уже покидает компанию. Кому в таких случаях передаются дела?

– Временно принять дела может заместитель главного бухгалтера или другой сотрудник, уполномоченный руководителем. В малом бизнесе, где главбух является единственным представителем финансовой службы, принять дела обязан сам руководитель предприятия, так как по законодательству именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и отчетности*.

– Прием-передача состоялась. Через некоторое время вновь принятый бухгалтер все-таки находит ошибку, доставшуюся ему «по наследству». Что делать?

Чаще всего это просчеты в отчетности и отсутствие какого-либо документа. В первом случае необходимо произвести перерасчет, во втором – восстановить документ, предварительно составив рапорт на имя директора. И не нужно паниковать, главное, что именно вы обнаружили эту ошибку.

– Каким рискам подвержен новый бухгалтер при приеме на работу?

Если рассматривать ситуацию в контексте затрагиваемой темы, то бухгалтер рискует многим, если начнет работать, не приняв дела по акту, или подпишет его, не убедившись в грамотности ведения бухучета предшественником. Как правило, такие ошибки можно допустить по неопытности. Бывают случаи, когда руководители сами просят не затягивать процесс передачи дел, уверяя, что их бухгалтерия безупречна во всех отношениях. Даже если руководитель – ваш знакомый, не стоит полагаться на одни только слова. Еще одна ошибка – неумение найти контакт с прежним главным бухгалтером. Может возникнуть ситуация, когда вы будете вынуждены обратиться к нему. Грамотный и порядочный бухгалтер никогда не откажет в помощи своему коллеге, тем более что в подобных обстоятельствах оказывается каждый специалист учета хотя бы один раз в жизни. Здесь обоим следует опираться на правила бухгалтерской этики, знание которых не менее важно, чем знание бухучета.

– Вы проработали меньше месяца, впереди отчетный период, а предыдущий бухгалтер недоступен. К кому в таком случае обратиться?

В таких ситуациях следует полагаться на свой опыт и умение. Несомненно, будет непросто, зато, преодолев эту сложность, можно с уверен­ностью сказать, что вы повысили свою квалификацию и приобрели ценный опыт, что немаловажно в нашей профессии. Статус бухгалтера обязывает быть готовым к различным ситуациям, в том числе трудным и на первый взгляд невыполнимым. Работайте над собой, действуйте, ищите разные способы преодоления преград, за исключением незаконных и дискредитирующих ваше имя. Впоследствии этот опыт вам зачтется и вы будете благодарны сами себе за усилия!

Беседу вела

Наталья  СПИРИДОНОВА, 

наш корр.

Прочитано: 1238 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика