Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 32 / Приоритеты

Новые контуры Таможенного кодекса

 

В Высшем военном таможенном институте состоялся семинар «Новая редакция Таможенного кодекса – правовая основа совершенствования таможенного дела». В нем приняли участие представители Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса, Кабинета Министров, заинтересованных министерств и ведомств, субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, средств массовой информации.

 

 

ОТКРЫВАЯ семинар, пер­вый заместитель председателя ГТК Ш. Хайруллаев сакцентировал внимание на изменениях и нововведениях таможенной практики, продиктованных задачами по устранению излишних бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства. Он отметил важность проекта новой редакции ТК. Этот нормативный акт прямого действия отражает новую идеологию таможенного администрирования, основанную на принципиально другой модели взаимоотношений между таможенными органами и участниками ВЭД. Одна из главных целей разработки законопроекта – формирование системы государственного таможенного контроля, максимально содействующего интеграции экономики Узбекистана в мировой рынок. Он должен содержать современные схемы регулирования международного товарообмена, быстрой адаптации и адекватного реагирования на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду, информационного обеспечения принятия таможенных решений. Для реформирования и модернизации системы таможенного администрирования и обеспечения эффективного применения инструментов торговой политики необходим целостный законодательный регламент. В ходе работы над новым ТК внимание аккумулировалось на нормах, обеспечивающих прозрачность администрирования всех таможенных процедур, проводилась тщательная экспертиза положений законопроекта на сопряженность с другими отраслями законодательства, международными стандартами и сог­лашениями.

 

ПРОЕКТ новой редакции Таможенного кодекса состоит из 12 разделов, 52 глав, 511 статей. Для сравнения, действующий ТК включает в себя 11 разделов, 19 глав и 165 статей.

Перед разработчиками проекта стояла задача – максимально приблизить законодательство Узбекистана к действующим в таможенной сфере международным стандартам, поскольку «правила игры на поле международной торговли» должны быть унифицированы. Ведь различия между национальным законодательством и международным правом тормозят поступательное интегрирование Узбекистана в систему мирохозяйственных связей, не позволяют нашему государству получить максимальные преимущества, предоставляемые системой международного разделения труда. Среди наиболее значимых международно-правовых актов следует упомянуть Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Международную конвенцию по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973 г., в редакции Протокола от 26.06.1999 г.). Перенесение унифицированных таможенных правил во внутреннее законодательство позволяет улучшить условия внешнеэкономической деятельности как для отечественных субъектов хозяйствования, так и для зарубежных партнеров. 

При работе над проектом учитывалась необходимость создания закона прямого действия, позволяющего свести к минимуму количество отсылочных норм. По вполне объективным причинам полностью отказаться от них не удалось. Но предложенная редакция Кодекса позволяет значительно сократить количество подзаконных актов и создать участникам ВЭД более прозрачные и благоприятные условия при таможенном оформлении товаров.

Действующий Таможенный кодекс содержит множество отсылочных норм. Это приводит к необходимости регулировать перемещение товаров через таможенную границу подзаконными правовыми актами. В проекте сделана попытка уйти от такой практики. Включенные в него нормы позволяют надеяться, что после вступления новой редакции в силу таможенное законодательство станет более систематизированным, понятным и не менее обширным.

 

 

ТАМОЖЕННОЕ оформление ускоряют широко используемые информационные технологии. Нормы, регламентирующие их применение, в проекте ТК представлены довольно обстоятельно. Он также устанавливает, что таможенный орган вправе требовать только те документы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим и соблюдения его действия. Законопроект содержит норму, обязывающую ГТК официально публиковать перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления.

Одновременно с мерами, направленными на упрощение и ускорение таможенных процедур, ограничение правотворчества ГТК, законопроект расширяет полномочия таможенных органов в области таможенного контроля. В частности, он вводит новую его форму – посттаможенный контроль.

Новеллой законодательства также являются положения об участии таможенных органов в защите обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) и принятии ими в случае необходимости мер по приостановлению выпуска таких товаров.

 

ИНФОРМИРУЯ о модификациях законопроекта, начальник правового управления ГТК А. Курбанов отметил, что он не захватил какую-то новую область и не вторгся в отношения, которые раньше таможенное законодательство не регулировало. Значительная часть новых норм появилась за счет того, что Кодекс стал более подробным, содержание его статей конкретизировано, а механизмы процедур детализированы. Таким образом, одним из достоинств проекта является урегулирование им всей цепочки таможенного администрирования ВЭД, начиная от ввоза товара и заканчивая определением его судьбы. В частности, подробно прописаны положения о таможенной экспертизе, перемещении товаров в международных почтовых отправлениях, валютном контроле, предварительных решениях, перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, информировании и консультировании в области таможенного дела и других процедурах. Действующий Кодекс настолько комплексно эти вопросы не решает.

Наряду с этим проект ТК содержит специальные нормы по своевременному опубликованию правовых таможенных актов для всеобщего сведения, представлению информационных ресурсов таможенных органов для общего и открытого пользования.

 

В ОБСУЖДЕНИИ активно участвовали депутаты ­Законодательной палаты Ш. Тешаев и Н. Алимов, представляющие фракцию ­УзЛиДеП. Они проинформировали о работе парламента над законопроектами, рассказали о деятельности своей партии по созданию благоприятной среды для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. После принятия действующего Таможенного кодекса в нашей стране про­изошли значительные перемены, связанные с либерализацией и углублением экономических реформ. Олий Мажлис принял ряд новых законодательных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, действие которых взаимосвязано с таможенным правом. Это обусловило внесение различных дополнений и изменений в основополагающий для таможенных органов документ. Необходимость полноценного обновления основного таможенного закона нашей страны, его унификации и гармонизации с общепринятыми международными нормами и практикой стала настоятельным требованием времени. Депутаты отметили, что современные экономические реалии требуют построения максимально прозрачной таможенной службы, обеспечивающей высокоэффективный таможенный контроль. Вся ее работа должна быть направлена на помощь бизнесу, развитие торговли, содействие экспорту и отечественному товаропроизводителю.

Депутаты выразили мнение, что проект кодекса получился неплохой. Он «цивилизованнее и прозрачнее» действующего ныне. Его принятие откроет бизнесу новые перспективы для нормальной, уверенной работы.  

В поддержку законопроекта высказались директор Ассоциации таможенных брокеров А. Абдиров и представитель ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» А. Алламов. По их мнению, Кодекс снимает многочисленные административные барьеры и упрощает таможенные процедуры. Эффективность внешней торговли зависит от многих факторов, среди которых существенное значение имеет действенность государственного регулирования экспортных и импортных операций.

Перемены последних лет, выразившиеся в либерализации и углублении экономических реформ, убедили многих в том, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, а затрагивает интересы большинства узбекистанцев. Таможенный кодекс регламентирует интересы бизнес-сообщества и граждан, пересекающих таможенную границу с самыми разными целями (туризм, гуманитарные контакты, деловые поездки и т. д.). Он касается даже тех, кто не планирует отправляться за границу. Регламентируя порядок уплаты таможенных платежей, таможенное законодательство затрагивает интересы многомиллионной армии покупателей иностранных товаров. Таможенные пошлины, НДС и акцизы на ввозимые товары, будучи косвенными налогами, включаются в цену товара и тем самым касаются практически каждого семейного и иного бюджета граждан. Все это объясняет особый интерес нашего общества к появлению нового Таможенного кодекса.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр.

 

P.S.

На минувшей неделе аналогичные семинары провели СТК «Ташкент АЭРО», управления ГТК по г. Ташкенту и Ташкентской области. Они состоялись  в здании столичной таможни и областном хокимияте. В числе участников были сенаторы и депутаты Олий Мажлиса, представители органов законодательной и исполнительной власти города и области, представляющие крупные предприятия, средний бизнес и частное предпринимательство участники ВЭД, руководители различных партий, общественных организаций, территориальных подразделений  министерств и ведомств, работники СМИ.

Прочитано: 1943 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика