Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 28 / В дорогу дальнюю

Правила, льготы и ситуации

Я собираюсь отправиться к родственникам на поезде и взять с собой своего 5-летнего сына. Должна ли я оплачивать билет полностью или мне могут быть предоставлены какие-нибудь льготы?

– Пассажир вправе бесплатно провезти в поезде одного ребенка в возрасте не старше 5 лет без предоставления отдельного места. Оформление билета для него осуществляется на основе билета одного из родителей (статья 12 Закона «О железнодорожном транспорте» от 15.04.1999 г. N 766-I; пункт 31 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом Республики Узбекистан1, далее – Правила N 109). Если пассажир едет с несколькими детьми не старше 5 лет, то один из них перевозится бесплатно, остальные – с 50-процентной скидкой от стоимости тарифа с предоставлением им отдельных мест.

Если родители едут с двумя детьми не старше 5 лет включительно на момент начала поездки, то и второй ребенок провозится бесплатно без занятия отдельного места. В данном случае оформление осуществляется по одному на билет каждого родителя (пункт 32 Правил N 109). 

Детям от 5 до 10 лет также предоставляется скидка – 50% от стоимости тарифа с предоставлением места. Для детей старше 10 лет билеты приобретаются за полную стоимость.

 

* * *

Может ли ребенок самостоятельно отправиться в Андижан поездом?

– Да, если он старше 16 лет. До этого возраста дети не допускаются к проезду в пассажирских поездах без сопровождения взрослых (пункт 33 Правил N 109).

 

* * *

Я отстал от поезда. В вагоне остались мои вещи и билет. Что мне делать в такой ситуации? К кому обращаться?

– Вам необходимо обратиться к начальнику станции (вокзала). Он сразу же уведомляет об этом телефонограммой начальника ближайшей станции по ходу следования поезда, где продолжительность стоянки не менее 10 минут. Бригадир поезда сдаст ручную кладь и билет пассажира по акту. Начальник станции сообщает об этом на станцию, где находится отставший пассажир. На основе этого уведомления ему выдается бесплатно новый билет в общий вагон до станции, на которой снята его ручная кладь и(или) билет (пункт 41 Правил N 109).

 

* * *


– При проезде в пассажирских поездах в вагонах со спальными местами пассажир обеспечивается комплектом постельного белья, стоимость которого включена в стоимость плацкарты. В комплект входят две простыни, одна наволочка и одно полотенце. Он выдается на весь путь следования.Какие услуги при поездке в поезде оказываются платно, а какие бесплатно?

За пользование матрацем, подушкой и одеялом платить не надо – все включено в стоимость плацкарты.

Все пассажиры должны быть обеспечены охлажденной кипяченой питьевой водой бесплатно на всем пути следования поезда.

За дополнительную плату по вашему желанию провод­ник может заменить использованное постельное белье в пути следования.

Не менее 3 раз в день пассажиры вагонов со спальными местами пассажирских поездов всех категорий, а также вагонов с местами для сидения должны быть обеспечены по их просьбе чаем по установленной перевозчиком цене (пункт 51 Правил N 109).

 

* * *

Что надо знать пассажиру об основных правилах перевозки ручной клади?

– Каждый пассажир имеет право провоза с собой ручной клади не более 36 кг (на полный или детский билет). В вагонах с 2-местными купе можно провозить до 50 кг ручной клади. Нельзя размещать ее на местах, предназначенных для пассажиров, а также в переходах между сиденьями, коридорах, на площадках вагонов (в тамбурах). Запрещено перевозить ручной кладью крупногабаритные вещи, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см (пункт 65 Правил N 109).

Сверх установленной нормы (36 кг) можно провозить портфель, дамскую сумочку, зонт, фотоаппарат, а также другие мелкие вещи, если их размер по сумме трех измерений не превышает 100 см (пункт 66 Правил N 109).

Как исключение допускается перевозка оргтехники независимо от наличия ручной клади, но не более 1 единицы на билет и только в вагонах со спальными местами. За каждую единицу бытовой или оргтехники независимо от ее веса (кроме малогабаритной портативной) взимается плата как за вес в 30 кг по багажному тарифу (пункт 69 Правил).

 

* * *

В силу определенных обстоятельств нам пришлось отменить поездку. Если мы вернем неиспользованные билеты на поезд, деньги нам вернут полностью?

– Если вы вернете неиспользованные билеты в кассу железнодорожной станции не позднее чем за 24 часа до отправления поезда, то получите их полную стоимость. При возврате билета менее чем за сутки, но не позднее чем за 6 часов до отправления выплачивается стоимость билета и 50-процентная стоимость плацкарты. При возврате неиспользованных билетов менее чем за 6 часов, но не более 3 часов после отправления поезда выплачивается стоимость билета, а стоимость плацкарты не возвращается. При возврате билета не возвращается и комиссионный сбор (пункт 207 Правил N 109).

 

* * *

Я опоздал на междугородный автобус. Должны ли мне компенсировать стоимость билета?

– Если вы опоздали на междугородный автобус в пределах 3 часов или из-за болезни или несчастного случая смогли приехать на вокзал только в течение 3 суток после отправления автобуса, на который был приобретен билет, то по вашему желанию билет может быть возобновлен с доплатой 25% его стоимости или вам возвращается уплаченная стоимость проезда за вычетом 25% стоимости билета. Указывая причину опоздания, не забудьте представить подтверждение в виде справки лечебного учреждения или акта о несчастном случае.

При возврате билета в кассу не позднее чем за 2 часа до отправления автобуса вам возвратят стоимость билета за вычетом платы за его предварительную продажу. При возврате его позже этого срока, но до отправления автобуса возвращается стоимость оплаченного билета за вычетом 15% его стоимости и платы за предварительную продажу (пункт 62 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом2, далее – Правила N 482).

 

* * *

Мы приехали в аэропорт вовремя, но оказалось, что наш рейс задерживается. Информация на табло о времени задержки все время менялась, из-за чего мы не могли покинуть аэропорт, чтобы в комфортных условиях дождаться вылета. В итоге мы провели в аэропорту 9 часов. Какие компенсации можно потребовать от авиакомпании в таком случае?

– Ответственность за задержку отправления или просрочку доставки пассажира несет перевозчик, то есть авиакомпания (часть первая статьи 720 Гражданского кодекса (ГК); статья 117 Воздушного кодекса (ВК).

Авиакомпания не отвечает за задержку рейса, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы (часть третья статьи 333 ГК), что ею были приняты все необходимые меры для предотвращения просрочки или что такие меры невозможно было принять. Перевозчик освобождается от ответственности при наступлении обстоятельств, которые невозможно было предотвратить.

Размер ущерба устанавливается перевозчиком исходя из стоимости полетного купона (пункт 130-2 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа3, далее – Правила N 2238).

В соответствии с пунктом 130-3 Правил N 2238 авиакомпания также должна предоставить следующие дополнительные бесплатные услуги:

один разговор по телефону или отправку одной телеграммы либо одноразовое пользование другими услугами связи;

обеспечение продуктами питания и питьевой водой в период ожидания вылета или перевозку другим видом транспорта;

обеспечение гостиницей, если срок, установленный правилами перевозчика, превышает время ожидания;

обеспечение на период ожидания вылета транспортом для доставки пассажира до временного места жительства и обратно;

выплату расходов, связанных с опозданием на стыковочные рейсы, предусмотренные в билете.

Если авиакомпания не позаботилась об этом сервисе и пассажиры самостоятельно понесли расходы на питание или гостиницу во время ожидания вылета, то такие расходы можно взыскать с авиакомпании, обратившись в суд. Также пассажир может требовать компенсации морального вреда (статья 1021 ГК; статья 22 Закона «О защите прав потребителей» от 26.04.1996 г. N 221-I).

 

Подготовила Елена Ермохина.

 

 


 

 

1Утверждены Постановлением КМ от 13.04.2012 г. N 109.

2Приложение N 1 к Постановлению  КМ от 4.11.2003 г. N 482.

3Утверждены приказом начальника Госавианадзора, зарегистрированным МЮ 29.06.2011 г. N 2238. 

 

 

Прочитано: 1025 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2014-07-10 12:10:00, Гость_Бакаева Ф.Х.- завотделом НЦРУзПЧ:
Хороший и очень познавательный материал!
Автор четко указывает на то обстоятельство, что приоритет и преимущество имеет все-таки поставщик услуг, а права клиента-получателя-потребителя должны обеспечиваться в полной мере им самим же?!
Ну, а  для малообеспеченных семей или сирот должны быть более существенные преференции!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика