Мы приобрели путевку и отправились на отдых. Однако по приезду нам предоставили отель не того класса, который был оговорен в путевке. Можем ли мы потребовать компенсацию с организаторов тура?
– Выезд за границу на отдых в настоящее время является неотъемлемой частью жизни множества людей. Несмотря на рост количества случаев самостоятельного планирования и устройства собственного отдыха, деятельность туроператоров пользуется колоссальным спросом. Большинство людей приобретают у них туристические путевки, так как это просто, удобно и быстро: не надо самостоятельно искать и бронировать билеты, гостиницы и прочее.
Отправляясь в отпуск, хочется, чтобы все прошло как можно лучше. Или хотя бы чтобы место назначения, гостиница, сервис и все остальное соответствовали тому, что было согласовано с туристической фирмой при покупке путевки. Но далеко не всегда поездка проходит так гладко и безоблачно. Что делать, если во время путешествия предоставлены совсем не те услуги, которые были оговорены в туристической путевке?
Объем и качество предоставляемых услуг определяются договором на предоставление туристических услуг (часть вторая статьи 12 Закона «О туризме» от 20.08.1999 г. N 830-I).
При несоответствии условий путешествия важно каждое такое обстоятельство документально зафиксировать. Это принципиальный момент: необходимо заранее запастись доказательствами того, что предусмотренные путевкой условия фактически не были соблюдены. При последующих спорах лишних доказательств быть не может.
Например, прилетев в какую-либо жаркую страну, турист попадает не в 4-звездочную гостиницу, о которой он договаривался с туроператором, а в отель с меньшим количеством звезд на окраине совсем другого города. Налицо явное несоответствие условиям, содержащимся в туристической путевке. В таком случае ему следует, в частности, обратиться к администрации гостиницы с просьбой о выдаче письменного подтверждения того, что он был заселен в эту гостиницу. Если после 2-дневного нахождения не в том отеле туристу предлагают доплатить определенную сумму за переезд в полагающуюся ему гостиницу, то этот факт также необходимо зафиксировать.
Таким образом, важно получить документальное подтверждение каждого случая непредоставления того, что полагалось в соответствии с туристической путевкой.
По возвращении из не очень приятного путешествия следует составить перечень всех произвольных изменений условий путешествия, оценить их и направить туроператору претензию с требованием возместить данные суммы. В соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса (ГК) и статьей 17 Закона «О туризме» туроператор обязан возмещать убытки, причиненные туристам, в случае непредоставления или предоставления туристских услуг в неполном объеме либо ненадлежащего качества.
В случае отказа со стороны последнего необходимо подать в суд исковое заявление, в которое нужно также включить требование о возмещении морального вреда (статья 1021 ГК; статья 22 Закона «О защите прав потребителей» от 26.04.1996 г. N 221-I; статья 14 Закона «О туризме»).
Подготовила Елена Ермохина.
Между тем, свою правоту приходится доказывать в большинстве случаев в судах, а компания, агентства и туроператоры сплочены корпоративными интересами и солидарностью, которые, ох как, трудно бывает преодолеть.