Norma.uz

Марка, дающая «добро» таможни

 

Обязательное маркирование отдельных видов импортируемых потребительских товаров, выпускаемых в свободное обращение на территории Узбекистана, в нашей стране применяется уже более 11 лет. Оно призвано обеспечить потребителей достоверной информацией о покупке.

За прошедший год практика маркирования существенно изменилась. И это вполне объяснимо: действующее законодательство защищает интересы не только потребителей, но и самих импортеров. В первую очередь охраняя цивилизованный рынок этой продукции от контрабандных, контрафактных и некачественных товаров. Об особенностях маркирования рассказывает инспектор-эксперт Центральной таможенной лаборатории (ЦТЛ) ГТК Сакина МУСАБЕКОВА.

 

– Наверное, наш разговор правильно будет начать с информации о регламентирующих эту процедуру документах.

– Обязательное маркирование товаров, имеющих потребительскую упаковку (тару), являющуюся частью товаров и входящую в их стоимость, в которой они непосредственно поступают в розничную торговлю, было введено с 1 июля 2013 года Постановлением Кабинета Министров от 13.05.2013 г. N 127. Им был утвержден Перечень отдельных видов импортируемых потребительских товаров, подлежащих обязательному маркированию на государственном языке, проставляемому предприятиями-изготовителями (приложение N 1 к Постановлению N 127). Постановлением Кабинета Министров «О совершенствовании порядка маркирования и таможенного оформления отдельных видов импортируемых потребительских товаров» (от 5.02.2014 г. N 22, далее – Постановление N 22) утверждены Правила маркирования и таможенного оформления отдельных видов импортируемых потребительских товаров, подлежащих обязательному маркированию на государственном языке, проставляемому предприятиями-изготовителями (далее – Правила).

– Прежде всего хотелось бы уточнить, на каком этапе и кто производит маркировку?

– Чтобы не возникли проблемы при таможенном оформлении, импортеру необходимо предусмотреть в заключаемом им контракте требование, обязывающее предприятие-производителя маркировать на узбекском языке свою продукцию, экспортируемую в Узбекистан. Иначе при ввозе немаркированные товары не будут допущены к оформлению в таможенный режим «Выпуск для свободного обращения (импорт)». При этом следует помнить, что ответственность за полноту и правильность текста маркировки на государственном языке несут импортер и аккредитованные органы по сертификации.

– Что должно быть указано в маркировке и как она наносится?

– Маркировка – это текст, рисунки или информационные обозначения на потребительской упаковке и(или) таре импортируемого товара. Она должна отражать полную и достоверную информацию о его основных потребительских свойствах и характеристиках. В частности, об условиях и режимах правильного хранения, транспортирования, выбора, использования и, возможно, утилизации товара. К примеру, маркировка таких товаров, как мясо и пищевые мясные субпродукты (код ТН ВЭД – 02) или же овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды (код ТН ВЭД – 07, кроме 0701 10 000 0, 0701 90 100 0, 0712 90 110 0, 0713 10 100 0, 0713 33 100 0, 0713 90 000 0), должна содержать перечень основных потребительских, в том числе специфических, свойств; дату изготовления; срок годности; адреса изготовителя; способы и правила хранения. Это требование указано в приложении к Правилам.

В нем же определены и способы маркирования. Так, для перечисленных выше продуктов это могут быть этикетка на потребительской таре, бирка, лейбл, формуляр, паспорт, руководство по применению. Маркировка на госязыке может быть осуществлена одним или несколькими способами.

Требования к информации о высокотехнологичной продукции, например об электроприборах, значительно шире. В частности, маркировка машин стиральных (код ТН ВЭД – 8450, кроме 8450 20 000 0, 8450 90 000 0) и швейных (код – 8452 10), микроволновых печей (8516 50 000 0), помимо перечня основных потребительских (в том числе специ­фических) свойств, должна содержать дату изготовления, способы и правила хранения, другую специальную информацию – гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя); правила и условия эффективного и безопасного использования; срок службы и сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также о возможных последствиях при их невыполнении; адреса изготовителя (исполнителя, продавца) и предприятий, уполномоченных принимать претензии потребителей, выполнять ремонт и техобслуживание.

– О маркировании лекарственных препаратов наша газета писала неоднократно. И все же, думается, необходимо напомнить о его особенностях.

– К нам в ЦТЛ очень часто за разъяснениями обращаются участники ВЭД, импортирующие лекарственные препараты. Требования к маркированию этих товаров подробно установлены Постановлением N 22. Согласно его пункту 2 импорт лекарственных средств (код ТН ВЭД – 3004), имеющих потребительскую упаковку (тару), осуществляется с обязательным маркированием на государственном языке. Оно проводится путем вложения в тару информации для потребителя в форме листка-вкладыша без дополнительной маркировки на упаковке. В случае отсутствия маркировки на узбекском языке, производимой предприятием-изготовителем, допускается маркировать лекарства после их ввоза в республику во время хранения на таможенном складе. Для этого достаточно вложить в коробку, пакет, другую групповую упаковку соответствующее количество вкладышей на госязыке.

Текст маркировки лекарственных средств утверждается Главным управлением по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Минздрава.

– Не раз покупала косметические средства и другие товары, на которых маркировка наклеивалась на информацию производителя, где указывался срок применения, состав препарата. Можно ли так размещать маркировку?

– Одназначно, нет. Правилами четко оговаривается, что недопустимо стикер на гос­языке наклеивать на упаковку товара поверх маркировки предприятия-изготовителя, поскольку это не позволяет проанализировать соответствие информации на госязыке с маркировкой предприятия-изготовителя на других языках. Впрочем, не допускается вносить дополнительную информацию в маркировку на государственном языке, отсутствующую на изначальной маркировке товара.

– Каким образом таможенные органы осуществляют контроль?

– Оформление товара в режим импорта таможенники производят после выборочного сличения его с маркировкой. При этом они формируют базу данных межведомственной информационной системы «Маркирование и аудит», которая содержит информацию об оформленных ГТД и серийных номерах товаров, подлежащих обязательному маркированию. На ее основе проводятся контрольные мероприятия, в частности анализируется, какое количество таких товаров ввозится в республику нелегально.

Надо отметить, что обязательная маркировка широко применяется в международной практике. Она доказала свою эффективность. Ведь у таможенников с официальными производителями товаров и их дилерами общие интересы. Предприниматели хотят торговать сертифицированной, официально ввезенной техникой. А таможня их полностью поддерживает и принимает соответствующие меры.

– В заключение хотелось бы уточнить, предусмотрены ли законодательством случаи, когда маркирование товаров не применяется?

– Да, такие случаи есть. Маркирование на госязыке, проставляемое предприятием-изготовителем, не распространяется на товары, которые ввозятся юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными, для собственных нужд и не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности; для официального (служебного) пользования дипломатическими и консульскими представительствами иностранных государств в Узбекистане, международными и межправительственными организациями, представительствами иностранных государств при этих организациях и иными международными организациями, а также для их персонала; в качестве выставочных образцов, образцов для испытаний, исследований и маркетинга.

 

Языком документа

Бирка – пластинка (из бумаги, дерева, картона, кожи, металла и др.) с надписью, проставляемой при производстве товара для обозначения веса, места назначения, изготовления, состава, владельца или других сведений.

Лейбл – ярлык с надписью, прикрепленный к товару с по­мощью нитки или ленты заводом-изготовителем.

Стикер – этикетка со специальным клеевым слоем, которая служит для размещения дополнительных, не вошедших в этикетку или упаковку сведений.

Этикетка – графический и текстовый знак, нанесенный на товар в виде наклейки при его производстве с указанием торговой марки предприятия-изготовителя, названия, даты производства, срока годности и(или) других сведений о товаре.

Формуляр, паспорт – лист (книга), в который(ую) вносятся сведения о товаре.

Пункт 22 Правил.

 

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спец. корр.

Прочитано: 2221 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика