Norma.uz

Вспомогательная медицина

 

За годы независимости нашей страны расходы госбюджета на здравоохранение возросли в 3,6 раза и вплотную приблизились к 4% ВВП. В стране создана целостная система оказания медицинской помощи населению, охватывающая всю оздоровительную вертикаль: от сельских врачебных пунктов до республиканских специализированных центров, представляющих сложные высокотехнологичные медицинские услуги.

 

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ + ЧАСТНАЯ

 

Вектор развития отечественной медицины на ближайшую перспективу подробно изложен в Постановлении главы государства «О мерах по дальнейшему углублению реформирования системы здравоохранения» (от 28.11.2011 г. N ПП-1652), где определены основные направления преобразований в отрасли на 2012–2015 годы. Поступательное развитие отечественного здравоохранения обеспечивается всесторонней поддержкой государства и растущими бюджетными вливаниями.

Но обращает на себя внимание отсутствие каких-либо упоминаний о частной медицинской практике. Непонятно, какая ей отводится роль в отечественном здравоохранении, какую нишу она занимает в системе, как вписывается в реформирование отрасли? Вопросы вполне оправданные. Ведь, согласно статье 7 Закона «Об охране здоровья граждан» (от 29.08.1996 г. N 265-I), в Республике Узбекистан действует единая система здравоохранения, которая представляет совокупность государственной, частной и других систем здравоохранения.

То есть правовой статус частная медицина имеет. Но, похоже, она остается дополнением к так называемой официальной медицине. Такой расклад вполне закономерен. Госсистема здравоохранения имеет многолетнюю историю, стабильные источники финансирования, развитую инфраструктуру. Все ее звенья оснащены современным оборудованием. Получается своего рода большая корпорация, которая успешно модернизируется и адаптируется к реалиям экономики свободного предпринимательства.

В идеале было бы хорошо, чтобы частная медицина конкурировала с официальной, различия между ними почти отсутствовали, а потребитель выбирал, кому отдать предпочтение. Зарубежный опыт показывает, что именно в этом направлении и развивается здравоохранение, стирая различия между медучреждениями различных форм собственности и делая качественные медицинские услуги повсеместными и доступными для всех слоев общества.

 


НЕ НАШЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

 

Предпринимательство в сфере здравоохранения или образования имеет коммерческую подоплеку и направлено на извлечение прибыли. Но и в такой форме оно участвует в решении социальных задач, на которые государство выделяет солидные бюджетные ассигнования. Эту устойчивую и понятную конструкцию вроде бы какими-либо новациями не дополнить, не обновить. Но в мире уже больше 30 лет существует совершенно новая формация бизнеса – социальное предпринимательство. Один из его основателей, нобелевский лауреат, профессор Мухаммад Юнус, автор проекта создания и последующего тиражирования новой институциональной модели микрофинансирования, ставшей эффективным инструментом борьбы с бедностью, дает ему такое определение: «Социальное предпринимательство – очень широкое понятие. Любая инновационная инициатива, ставящая перед собой цель помочь людям, может быть охарактеризована как социальное предпринимательство».

Как работает социальное предпринимательство? В Бангладеш корпорация «Danone» и группа «Грамин», реализуя проект, направленный на повышение уровня жизни детей, создали йогурт, обогащенный микроэлементами и витаминами. Во Франции его растиражировали, и богатый кальцием йогурт стал пользоваться спросом у пожилых людей, у которых велик риск переломов костей.

Для социальных предпринимателей социальная миссия всегда явно выражена и находится в цент­ре их деятельности. Главным критерием для них становится воздействие на мир через достижение своей миссии, а не приобретение богатства. Оно служит лишь средством для достижения конечной цели. Одним из ключевых отличий социального предпринимательства от традиционного является то, что полученную на социалке прибыль собственник не присваивает, а реинвестирует в развитие действующих и создание новых социальных проектов. Кроме того, субъект социального предпринимательства отличают три важных одновременных свойства:

оно создано специально для решения социальной проблемы или уменьшения ее остроты;

оно предлагает качественно новый продукт (услугу) или качественно новую модель его предоставления;

его деятельность экономически устойчива, то есть большая часть дохода приобретается за счет продажи товаров или услуг, а не грантов, пожертвований и прочих донорских средств.

 


БИЗНЕС НА ЗДОРОВЬЕ

 

Отечественная же частная медицина пока находится на уровне малого бизнеса, и живет она по законам рынка, где оздоровительная услуга аналогична прочим. Но есть и зримые перемены, показывающие, что наш частник, основательно освоив нишу малого бизнеса, начинает расширять границы и готовится перейти на средний уровень.

В небольшом Навои доминируют узкоспециализированные частные медицинские учреждения. В столице же заметен рост различных лечебно-оздоровительных центров, напоминающих районную поликлинику и больничный стационар в одном лице, где услуги оказывают врачи разных специальностей. Но безоблачное существование и развитие от простых к более сложным организационным формам бизнеса на медицине обеспечивает наличие устойчивого спроса. У самого успешного инвестора планеты Уоррена Баффетта как-то спросили, как он выбирает объекты для инвестирования и что он мог бы посоветовать начинающим инвесторам. Гуру дал практичный и незамысловатый ответ: вкладывайте сбережения в бизнес, который вы понимаете, который всегда будет востребован. Несложно заметить, что данному совету соответствует медицина. Будь это выпуск медпрепаратов или услуги по восстановлению здоровья и устранению недугов. Недаром в наших городах, поселках и селениях аптеки вне конкуренции. Они сегодня дадут фору розничной торговле.

По количеству частные медучреждения также проигрывают аптекам. В Навоийской области зарегистрировано 69 таких объектов. Больше всего стоматологических клиник – 48. Услуги по психотерапии и ультразвуковой диагностике оказывают 6 объектов, гинекологические – 5. По другим видам медуслуг на местном рынке присутствуют 1–2 стационарные точки частной медицины. А ведь Перечень насчитывает 50 видов медицинской деятельности, по которым выдаются лицензии частным медучреждениям (приложение N 2 к Постановлению КМ от 29.03.2012 г. N 92). В Навоийской области освоили лишь 14 из них. В регионе, например, не найти частнопрактикующих медиков в области ревматологии, гастроэнтерологии, медицинской косметологии.

Почему же большинство разрешенных и пользующихся спросом видов деятельности неинтересны бизнесу? По мнению главного специалиста областного управления здравоохранения по конт­ролю за качеством оказания медицинских услуг частными медучреждениями Азизы Мухаммадиевой, проблема не в дефиците местных медиков, желающих заниматься частной практикой.

– Но открыть частное медучреждение, отвечающее лицензионным требованиям и оборудованное необходимыми техническими средствами, – удовольствие дорогое, и не всем оно по карману, – пояснила А. Мухаммадиева.

В дореформенный период в системе здравоохранения существовала такая организация, как «Медтехника». На ней и лежала забота о материально-техническом обеспечении медучреждений всем и вся – от мебели и инвентаря до диагностического и прочего оборудования и инструментов. Местную «Медтехнику» сменило ООО «Медсервис», появились тендеры и различные коммерческие структуры, готовые предложить медучреждениям всех форм собственности любое оборудование. По словам директора предприятия Шавката Шарипова, сегодня его ООО продолжает сотрудничество с государственными медучреждениями и обеспечивает их главным образом расходными материалами.

– Оборудование и технику они приобретают на тендерных торгах. У частных структур в этом вопросе – полная свобода выбора. Можно воспользоваться услугами специализированных фирм, можно через Интернет совершить покупку или выйти на предприятия-изготовители, можно поехать в Японию и приобрести нужную технику за 50 млн сумов или в Китай, где аналог обойдется на 20 млн сумов дешевле, – разъяснил Ш. Шарипов.

Собственник и по совместительству директор ООО «Невро-Вертебро Сервис», частнопрактикующий невролог, Дильмурад Исаков признает, что открыть частное медучреждение действительно стоит дорого. И дело не только в недешевом медицинском оборудовании. Нужно приобретать или строить объект недвижимости, приводить его в соответствие с различными требованиями и предписаниями. По мнению Исакова, чтобы открыть частную клинику его профиля, где работают четыре человека, потребуется не менее 200 млн сумов первоначальных инвестиций. Разумеется, можно взять кредит, но не всем по плечу выдержать долговую нагрузку.

– Я собирался на развитие своего бизнеса взять кредит на 2 года под 18% годовых. Но когда подсчитал, что при ежемесячной выручке около 4,5 млн сумов буду ежемесячно отдавать банку 700 тысяч сумов на погашение кредита и процентов по нему, понял, что не потяну. И от затеи пришлось отказаться, – поведал Д. Исаков.

В принципе, бизнес на медицине доступен любому предпринимателю. Есть нормы, регулирующие эту сферу, есть надзорный орган, контролирующий соблюдение частными медучреждениями обязательных требований.

– Для нас главное, чтобы деятельность субъекта частной медицины соответствовала всем лицензионным требованиям, и ничего более, – объяснила позицию регулятора А. Мухаммадиева.

Понятно, что узкоспециализированное частное медучреждение, как правило, открывает сам врач с опытом работы, способный инвестировать бизнес-проект. Но как быть, когда учреждается многопрофильный медцентр, затраты на который могут исчисляться не одной сотней миллионов сумов. Тут уже без стратегического инвестора не обойтись, и, скорее всего, им будет не профессиональный медик, а деловой человек, для которого медицина – это только привлекательный бизнес, и ничего более.

Бенефициар лечебно-диагностического центра не раскрывается. В областном центре это единственное многопрофильное частное медучреждение, объединившее поликлинику и стационар под одной крышей. Здесь предоставляют лечебно-оздоровительные услуги семи направлений. Есть дневной стационар на пять койко-мест, где пациенты под наблюдением врачей принимают назначенные процедуры. В центре нет очередей, практикуют индивидуальный подход и комплексное лечение каждого клиента. Есть квалифицированный персонал, просторное двухэтажное здание, где царят доброжелательность и почтительное отношение к каждому. Строится еще один лечебный корпус, который позволит увеличить прием желающих проходить стационарное лечение. Главврач центра Анзура Хирочева не скрывает – материальные активы они приобретают на заемные средства.

– Мы закредитованы до 2018 года, – говорит она.

Она также согласна с тем, что основная статья затрат приходится на медоборудование и технику, расходные материалы.

– Конечно, можно было сэкономить, – рассказывает главврач. – Например, при обращении больного, чтобы установить диагноз, помимо всего прочего, нужны результаты различных анализов. Многие частнопрактикующие врачи, не имея своих лабораторий, направляют пациентов в поликлиники по месту жительства, чтобы они там сдали анализы и представили им результаты исследований. Мы создали свою современно оснащенную лабораторию. Она обошлась нам в 55 млн сумов. Теперь все анализы проводим сами и не гоняем туда-сюда больных. Естественно, их стоимость включаем в общую цену услуги.

Довольно любопытно частная медицина решила кадровый вопрос. Понятно, что люди, оплачивая медицинские услуги, за свои кровные желают получить «эксклюзив», качественное обслуживание и действенные результаты. И уровень профподготовки медперсонала должен отвечать этим обоснованным требованиям. Лицензионность этой деятельности в какой-то степени придает пациентам уверенность, что оказывают им медицинскую помощь профессионалы своего дела. Врачи частных клиник обязаны иметь определенный опыт работы по профилю медицинской деятельности, указанной в разрешительных документах. Для самих медиков частная клиника – источник дополнительных заработков. Даже медики – учредители узкоспециализированных частных медучреждений в большинстве своем предпочитают работать на два фронта: в штатах госучреждений здравоохранения и занимаются частной практикой. В том же центре все врачи работают по совместительству.

– У меня нет проблем с квалифицированными кадрами. Медиков, желающих подзаработать в частных клиниках, предостаточно, – уверенно говорит А. Хирочева.

Многие частные клиники вывешивают в своих фойе прейскуранты со стоимостью услуг. От недостатка пациентов они не страдают, а в отдельные частные медучреждения даже выстраиваются очереди. Вполне может создаться впечатление о сногсшибательных доходах частной медицины. В ООО «Офтальмолог» работают три окулиста. Согласно объявлению на входной двери консультация двух из них стоит 20 тысяч сумов, а треть­его – 25 тысяч. Если надо произвести осмотр глазного дна или визометрию, то за каждую процедуру надо выложить по 10 тысяч.

Наверное, не ошибусь, если напишу, что потребители платных медицинских услуг не в состоянии взять в толк, из каких слагаемых состоит цена услуги, и считают их стоимость завышенной. С другой стороны, не зная деталей работы «внут­ренней кухни» частного медучреждения, неправомерно обвинять его в рвачестве.

– Это хозяйственная деятельность, это бизнес. Чтобы выжить, мы должны и считаем каждый истраченный ватный тампон, – обосновывает цены на услуги центра А. Хирочева.

 

 

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ, ЧТО НЕ ПОМЕШАЛО БЫ

 

Однако есть и однозначно признанные мнения. В частности, услуги медицины, лечебные препараты дороги, и их стоимость будет расти. Это объективный процесс, и сделать медицину дешевой не получится. Во всем мире самостоятельно оплачивать медпомощь могут не более 10% граждан. В то же время медуслуги и препараты остаются продуктами массового спроса. Как преодолеть это противоречие и сохранить медицину доступной большинству потребителей? Полки наших аптек, как и во многих странах мира, завалены дженериками*. Дешевыми их не назовешь, и все же их стоимость ниже оригинальных препаратов при тех же качественных характеристиках лекарств.

Но главная палочка-выручалочка – это все же страхование. Именно оно обеспечивает массам доступ к качественной медицине. Медицинское страхование могло быть и нашей реальностью, и наверняка рынок медуслуг был бы другим.

В апреле 2007 года вышло Постановление главы государства «О мерах по дальнейшему реформированию и развитию рынка страховых услуг» (от 10.04.2007 г. N ПП-618), утвердившее Программу реформирования и развития страхового рынка Рес­публики Узбекистан на 2007–2010 годы. Благодаря ей вскоре появились законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (от 21.04.2008 г. N ЗРУ-155), «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя» (от 16.04.2009 г. N ЗРУ-210). На рынке работает около 30 страховых компаний, готовых предложить свои услуги владельцам автотранспортных средств. Но предусмотренный Программой Закон «О медицинском страховании» так и остался в планах.

Впрочем, это обстоятельство не мешает страховщикам предлагать медицинское страхование. Но, побывав в офисах семи компаний, так и не удалось узнать о практике работы медицинских страховок, имевшихся страховых случаях. Правда, в одной компании снабдили рекламным буклетом. Ознакомившись с ним, понял – наши страховщики под медицинским страхованием понимают предоставление медицинских услуг по разряду VIР. Заключив с ней договор на добровольное медицинское страхование, получаешь возможность обслуживаться в клиниках всех регионов страны, а при госпитализации – размещаться в палатах повышенной комфортности и лечиться с использованием современных методов передовых медицинских достижений.

Но такой подход, скорее, выгоден медикам, нежели потребителям страховых услуг и самим страховым компаниям. Он очень хорошо вписывается в «формулу»: врач получает зарплату не за здоровье, а за болезнь. А ведь в той же Америке страховщики запустили процесс «переформатирования» системы здравоохранения, где ставка делается на превентивную медицину. To move from sick care to health care (заботиться не о болезнях, а о здоровье) – лозунг, под которым в последние годы развивается медицина в США и Европе.

Американский Центр контроля и профилактики заболеваний выяснил, что 75% расходов на здравоохранение в стране (а это около $1,5 трлн) приходится на лечение хронических заболеваний, которые могут быть предотвращены. В результате огромные бюджеты в последние годы перенаправляются с «хроников» на регулярный скрининг изменений и принятие адресных мер по предотвращению болезней. Американцев просто заставляют следить за здоровьем – страховые компании повышают цены на свои услуги для клиентов, которые отказываются от ежегодного скрининга.

Ну чем не модель, на которую стоит ориентироваться?

 

Амир МАХМУДОВ,

наш соб. корр.

г. Навои. 

 


 

*Дженерики – лекарственные средства, продающиеся под международным непатентованным названием либо под патентованным названием, отличающимся от фирменного названия разработчика препарата.

Прочитано: 2241 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика