Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 24 / Правила хозяйствования

Электронный торг уместен

 

В системе корпоративных закупок происходят революционные изменения. Чуть больше года назад в стране начался их перевод на электронный формат. Внедрение современных информационных технологий в эту сферу стремительно вытесняет старые схемы и приносит ощутимые результаты. Переформатирование корпоративных закупок нацелено на решение серьезных вопросов. Это сделано в целях эффективного использования государственных средств, создания благоприятных условий для широкого вовлечения субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в систему корпоративных закупок, развития конкуренции и обеспечения прозрачности при их осуществлении, оптимизации цен на товары и услуги субъектов естественных монополий.

С момента организации электронных закупок (а они начались в апреле 2013 года) проведено более 11 тысяч корпоративных торгов, на которых совершено 6 533 сделки на 129 млрд сумов. Доля малого бизнеса в поставке товаров, работ и услуг превысила 95%. Об эффективности корпоративных закупок свидетельствует тот факт, что общая сумма экономии средств покупателей за счет снижения цен за год составила порядка 25 млрд сумов.

Но наряду с достижениями система электронных торгов, как и все новое, порождает много вопросов, которые решаются в процессе ее развития. Об этом рассказывает заместитель начальника управления развития конкурентной среды и недопущения недобросовестной конкуренции Госкомитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (далее – Комитет) Валентина ДУБРОВСКАЯ. 

 

ПРИВЕТСТВУЮТСЯ «МЕДВЕДИ»*

 

– У нас в республике достаточно предприятий с госдолей в уставном фонде. И государство заинтересовано в снижении их затрат, себестоимости, в получении большей прибыли, в уменьшении расходов на закупку товаров и услуг. Чтобы эффективнее контролировать расходование госсредств, было установлено, что такие хозсубъекты должны приобретать товары на электронных биржевых (аукционных) торгах исходя из условия понижения цены.  

Старт электронным закупкам в стране был дан Постановлением Президента «Об оптимизации системы электронных закупок и расширении доступа к ним субъектов предпринимательства» (от 5.04.2013 г. N ПП-1948, далее – Постановление N ПП-1948), а механизм организации и проведения корпоративных торгов – Постановлением Кабинета Министров «О дополнительных мерах по совершенствованию процесса государственных и корпоративных закупок» (от 11.06.2013 г. N 166). Документами установлен порядок, предусматривающий осуществление субъектами естественных монополий, государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами с госдолей в уставном фонде более 50% закупки отдельных товаров (работ, услуг) по одному контракту на сумму, эквивалентную от 300 долларов до 100 тыс. долларов США, посредством электронных торгов на отдельной торговой площадке, организуемой Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржей (УзРТСБ). Перечень закупаемых ими товаров (работ, услуг) определяется Правительственной комиссией по электронным закупкам субъектами естественных монополий, предприятий и организаций, имеющих преобладающую долю государства (далее – Комиссия). Ее рабочим органом является Комитет. На начальном этапе организации корпоративных торгов  Комиссией был утвержден перечень продукции, подлежащей обязательной закупке, состоящий из 16 наименований товаров (работ, услуг) исключительно отечественных производителей. Затем он был расширен до 20 наименований, среди которых и импортные товары.

Для участия в электронных закупках заказчик и поставщик проходят бесплатную аккредитацию, позволяющую им совершать сделки на торгах.

Участие в торгах начинается с посещения специального портала «Корпоративные торги» на сайте УзРТСБ uzex.uz, где заказчики размещают заявки о предстоящих закупках, указывают в них свою цену на товар (работу, услуги) не менее чем за 15 календарных дней до даты проведения торгов. Они могут даже разместить план-график заказа на год с разбивкой по месяцам, из которого ясно, что, когда и сколько они хотят купить. Поставщики – участники торгов направляют свои предложения, наблюдая за ходом торгов через Интернет. Право заключить контракт получает предприниматель, предложивший наименьшую цену. В ходе торгов электронная система автоматически сама выбирает заявку из числа поданных с наименьшей ценой, которая отображается в электронной системе и становится доступной всем участвующим в торгах заказчикам и поставщикам.

 

ЧЕРНАЯ МЕТКА


Часто проблемы возникают из-за нечетко сформулированной заявки. Заказчик должен в ней определить, что он хочет купить с учетом технических характеристик товара, в том числе его марки, предусмотренной ГОСТом. Некоторые путают ее с торговой маркой, которую как раз нельзя указывать в заявке, поскольку сразу становится ясно, кто будет поставщиком  заказанного товара (работы, услуги) и тем самым ограничит конкуренцию.

Наряду с техническими параметрами заказчик указывает объем и предварительную цену, по которой хочет купить товар. Выбрав самое дешевое предложение, электронная система выдает контракт, который подписывают поставщик и биржа. В Комитет поступает много обращений с вопросами, почему заказчик исключен из этого процесса и не участвует в заключении контракта.

Бывают случаи, когда из-за неопытности, невнимательного изучения заявки либо из-за недостаточно четко сформулированных заказчиком параметров и объемов заявленного товара участвующий в торгах поставщик полностью не осознает, какой товар ему надо поставить. Он предлагает цену, но в дальнейшем не может выполнить контракт. В таких случаях исполнитель может отказаться от его подписания, хотя это не в его интересах. Он попадает в черный список – реестр недобросовестных поставщиков, который размещается на сайте. Получивший «черную метку» на полгода отлучается от участия в торгах. Поэтому, чтобы не потерять лицо и не выпасть из обоймы на столь продолжительное время, многие предприниматели стараются предложить заказчикам товар других технических характеристик и объемов. В таких случаях поставщик, конечно, теряет в экономическом плане, но сохраняет свою репутацию и возможность продолжать участвовать в торгах.

В частности, был случай, когда хозсубъект подал заявку на обслуживание холодильного оборудования и кондиционеров, заявил сумму, пошли предложения цены. Самая низкая из них составляла около 5 млн сумов, и этот предприниматель выиграл торги. Но потом выяснилось, что он не уточнил, сколько кондиционеров и холодильников ему придется обслуживать. Чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков, он все же подписал контракт и взялся обслуживать в ущерб себе. Поэтому надо очень внимательно изучить заявку перед тем, как выставить свою цену.

 

С УЧЕТОМ ФОРС-МАЖОРА

 

Каждая из сторон, участвующая в корпоративных торгах, вносит задаток. Эти деньги блокируются до окончания аукциона. Но как только поставщик выиграл контракт, задаток размораживается. Он может снять его, и тогда ищи ветра в поле. Мы готовим предложение о том, чтобы средства размораживались по мере выполнения контракта.

Заявка держится на сайте 15 дней. Если нет ни одного поставщика, торги продлеваются еще на 10 дней. Это довольно продолжительный срок. Если и тогда не находится исполнитель, заказчик может сам отправить заявку 3 поставщикам, соблюдая при этом требования первоначального ее размещения. Торги считаются несостоявшимися, если в них участвуют менее 2 поставщиков. Если одна из сторон отказывается от участия в сделке, авансовые платежи ему не возвращаются.

Еще один серьезный момент. Бывают ситуации, когда товар (работа, услуга) требуется срочно, а по срокам ждать закупки его приходится полмесяца и даже больше. На этот случай протоколом N 2 заседания Комиссии предусмотрены исключения. Ими являются: возникновение срочной потребности в товарах, необходимых для устранения (предупреждения) последствий обстоятельств непреодолимой силы (стихийных бедствий, пожаров, катастроф, аварий и т. д.); закуп товаров (работ, услуг) по закрытым конкурсным торгам, предназначенным для категорированных объектов министерств, ведомств и организаций, допуск к которым осуществляется в соответствии с законодательством.

Много вопросов связано с Перечнем товаров (работ, услуг), закупаемых в рамках корпоративных торгов. Хозяйствующие субъекты часто спрашивают, включен ли в него тот или иной товар? Если его там нет, просят нас дать им письменное подтверждение. Для чего? Судя по всему, перестраховываются. Но надо внимательно читать документы, там все есть. Тем не менее, чтобы исключить такие вопросы, мы сейчас расшифровываем Перечень более детально, с определением подгрупп и конкретизацией товаров на основании товарной номенклатуры ВЭД РУз. Он тоже будет размещен на сайтах биржи и Комитета, и участники торгов получат исчерпывающую информацию.

 

ЛУЧШЕЕ КАЧЕСТВО ПО ЛУЧШЕЙ ЦЕНЕ

 

Преимущества электронных корпоративных закупок над проводимыми по обычным схемам очевидны. Прежде всего – это прозрачность, открытость, гарантия честных торгов, удобство для сторон, исключение из процесса человеческого фактора. Заказчик не знает, кто до окончания аукциона в них участвует. Это исключает возможность сговора, других злоупотреблений. Единственный минус – заказчик не видит товар.

Создаются условия для дальнейшего вовлечения субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в электронные закупки, что очень важно. Сокращаются бюрократические бумажные процедуры, а значит, и время на оформление документов. Электронные торги дают возможность участвовать в закупках представителей любого региона страны не выходя из офиса. Они обеспечивают снижение закупочных цен, экономию и более эффективное использование бюджетных средств. Ну и, конечно же, они нацелены на обеспечение конкурентной среды, когда заказчик получает лучшее качество по лучшей цене.

Тем не менее хозяйствующие субъекты проявляют еще недостаточную активность. Многие уклоняются от участия в корпоративных торгах, осуществляют закупки по прямым договорам через систему снабженческих структур. В результате ограничивается доступ субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства к получению корпоративных заказов, нарушается Постановление N ПП-1948. Отказ от участия на торгах в конечном итоге приводит к проигрышу, лишению  себя экономии средств, выигрыша от электронных закупок.

Есть еще одна проблема. К нам часто обращаются с вопросами: «Как быть, если госдоля предприятия передана в фонд другого хозсубъекта? Должны ли эти предприятия участвовать в корпоративных закупках? Ведь, передав свою госдолю, они ее утрачивают». Практически у всех субъектов естественных монополий она кому-либо передана. Но, согласно законодательству, они обязаны участвовать в корпоративных закупках.

Есть еще один нюанс. Законодательством не установлена ответственность за неучастие в корпоративных торгах. Протокольным решением Комиссии Комитету поручено вести мониторинг корпоративных закупок. Принято решение, чтобы государственные поверенные на предприятиях – субъектах естественных монополий и хозяйственных обществах с госдолей в уставном фонде более 50% инициировали на заседаниях наблюдательных советов отчеты об исполнении требований законодательства по электронным закупкам, рассматривали вопросы персональной ответственности руководителей предприятий при несоблюдении Постановления N ПП-1948.

 

 

В нюансах электронных торгов разбиралась

Ирина ГРЕБЕНЮК,

наш спец. корр. 

 

 



*«Медведь» (англ. bear) – в биржевой практике термин, обозначающий коммерсанта, играющего на понижение (противоположное – «бык»).

 

 

 

Прочитано: 2605 раз(а)

Комментарии к статье (4)

2014-06-16 09:48:07, Гость_:
Неплохо было бы, если бы в этих системах работал поиск товаров, а то поставщику приходиться рассматривать каждый лот в поиске товара, который он может поставить
2014-06-16 16:16:26, Гость_:
А как быть, если монополист заявил желание заключить сделку и, заключив договор, перечислил 15% за товар аж через полгода?
Про своевременную оплату 85% возможно и мечтать придется.
Но так как цены изменились, есть ли возможность аннулировать сделку из-за несвоевременного перечисления даже предоплаты?
Можно, конечно, и через хозсуды, но с такими монополистами только дорогое время потратишь.
Для малого бизнеса судится с монополистам себе в ущерб. Лучше аннулировать?
2014-06-16 16:51:38, Гость_guest:
Некоторые монополисты путают и не различают сделки через кооперационную биржу и сделки через корпоративные закупки на товарной бирже.
2014-06-18 09:51:06, Гость_msb:
U torgovoy sistemy poiskovik slabovat. Tak kak vydayot rezultati po "shapkam"-oglavleniyam zayavok. Prihoditsya v kazhduyu iz nih zahodit' i chtoby rasmotret chtozhe vnutri .

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика