Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 24 / Внешнеэкономическая деятельность

Наши плоды на зарубежные прилавки

 

В прошлом номере «НТВ» мы проинформировали о состоявшемся в гостинице «International Hotel Tashkent» международном бизнес-семинаре «Упаковка и экспорт сельхозпродукции», на котором обсуждались вопросы реализации экспортного потенциала плодо­овощного сектора.

Его изюминкой стала выставка, на которой были представлены упаковка, упаковочное оборудование и технологии. Она и презентации семинара отразили тенденции развития отрасли: от производства сельхозпродукции и переработки сырья до готовой упакованной продукции. Подводя итоги, представители организаторов мероприятия – Ассоциации международного бизнеса и технологий (АМБиТ), Центра поддержки предпринимательства и фермерства, Проекта по региональному экономическому развитию USAID отметили, что целевая установка в целом достигнута. Думается, что информация о возможностях увеличения объемов переработки сельхозпродукции, улучшения условий хранения и упаковки для продвижения «зеленого» экспорта в страны СНГ и Европы будет интересна многим читателям, и мы возвратились к этой теме. 


 

МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО, ПОДДЕРЖАТЬ ЭКСПОРТЕРА

 

Заместитель председателя Ассоциации предприятий пищевой промышленности Узбекистана Азмиддин Камбаров рассказал о модернизации, технологическом переоснащении и внедрении современных высокопроизводительных инновационных технологий, создании в республике новых перерабатывающих предприятий. Если в 2005–2012 годах было создано 83 предприятия по переработке плодоовощной продукции и винограда, то в 2013–2015 годах запланировано открыть 300 таких производств мощностью 127,8 тысячи тонн. Большая их часть создается в регионах республики.

Большое внимание уделяется оснащению предприятий современным оборудованием. Оно поставляется из более 20 стран (Китай, Корея, Болгария, Австрия, Германия, Литва, Россия, Украина, Турция, Польша и др.).

А. Камбаров подробно рассказал об инвестиционных программах, реализуемых в пищевой промышленности. В прошлом году реализация 1 545 инвестиционных проектов позволила создать почти 17,5 тысячи рабочих мест. В 2014-м планируется осуществить 1 600 проектов, обеспечивающих более 16,3 тысячи рабочих мест.

Об организации поставок сельхозпродукции на внешние рынки проинформировал представитель Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства Шохрух Алиханов.

Фондом изучена потребность в импорте на рынках 173 стран мира по 16 товарным группам и по 15 видам услуг. В частности, продукция химической, машиностроительной, продовольственной, мебельной, текстильной, строительной и пищевой промышленности, а также услуги туризма, информационных технологий. Проведена работа по определению экспортного потенциала 14 348 малых и частных производственных предприятий. Определен перечень услуг по продвижению их продукции на зарубежные рынки. Разработан план адресной поддержки хозяйствующих субъектов. В первом квартале этого года оказано финансовое, организационное и правовое содействие 461 предприятию в получении сертификатов и лицензий, постановке контрактов на учет, поиске потенциальных покупателей. В результате заключены контракты на 206 млн долларов США. Так, Фонд помог ООО «Зартола текстиль» получить страховой полис и заключить экспортный контракт. А ООО «Асклепий-свифт» получило существенную финансовую помощь и заключило 2 контракта на 1 млн долларов США.

Для продвижения на внешние рынки продукции субъектов малого и частного бизнеса Фонд развивает сотрудничество со многими зарубежными организациями. Так, в мае подписаны меморандумы о сотрудничестве с латвийской логистической компанией «A&A Logistics» и Торгово-промышленной палатой Брюсселя.

 

 

ВСТРЕЧАЮТ ПО «ОДЕЖКЕ». ПОКУПАЮТ ТОЖЕ

 

Основной экспорт витаминной продукции осуществляется в Россию и Казахстан. Поэтому особый интерес у участников вызвала презентация международного эксперта по сетевым продажам Дмитрия Кузнецова «Поставка импортной сельхозпродукции в торговые сети России». Российский фруктовый рынок растет на 10–12% в год и представляет большой интерес для узбекских производителей. Его рост в большей степени обеспечивает импорт, так как местный урожай относительно стабилен и не превышает 4 млн тонн. Так, в прошлом году из реализованных 10 млн тонн фруктов и овощей 6,5 млн тонн было импортировано.

Рынок разделен на два отдельных сектора, иногда пересекающихся при наличии дисбаланса между спросом и предложением. Низший и средний сегменты, где продается основная масса товара, обеспечиваются Польшей, Молдовой, Украиной, Сербией и Китаем. В сегменте, в котором востребованы более крупные фрукты, особые сорта и улучшенная упаковка, сильна конкуренция между поставщиками Голландии, Италии, Бельгии, Аргентины, Чили и Испании. Уникальные вкусные узбекские фрукты при условии их грамотной упаковки могли бы занять достойное место в этом сегменте рынка.

Сегодня в успешном продвижении товара существенную многоплановую роль играет упаковка. Эксперт обстоятельно рассказал о требованиях к ней по импортируемой в РФ сельхозпродукции.

Главное – ее функциональность. Упаковка должна защищать фрукты от возможного повреждения. Соответственно, она должна быть прочной и минимизировать риск нарушения целостности фруктов. Если эти условия выполняются, то материал или тип упаковки не играют особой роли. Но в последнее время производители отходят от укладки фруктов в стандартный деревянный ящик. Так, известная сеть супермаркетов недавно отказала польским поставщикам покупать фрукты в такой таре, которая подлежит карантину.

Упаковка должна защищать продукцию во время транспортировки и хранения. Таково требование большинства оптовых покупателей. К примеру, московские сети закупают в Израиле петрушку, которая сохраняет свежесть благодаря герметичной упаковке. Казалось бы, ее проще, дешевле и патриотичнее приобретать у подмосковных поставщиков. Но те предлагают вялый товар. Поэтому следует уделять особое внимание технологиям, позволяющим сохранять товарный вид продукции.

Для розничных сетей крайне важен не только внешний вид, но и размер продукции, допуск отклонений от него довольно низкий. Продукт, реализуемый в розничных сетях, не должен иметь внешних дефектов. Для открытых рынков размер менее важен, но и стоимость товара здесь ниже.

Д. Кузнецов сакцентировал внимание на том, что продажи в современных супермаркетах составляют более 60% реализации фруктов в больших городах. Это означает, что необходимо ориентироваться на более высокие стандарты качества продукции, проводить ее презентации. С увеличением числа крупных магазинов самообслуживания упаковка начинает выполнять PR-функции: она должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в нем и произвести благоприятное впечатление. Потребители супермаркетов готовы заплатить за удобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки. Поэтому при продвижении своего товара не надо делать ставку на дешевизну. Впрочем, цены должны быть не выше, чем у конкурентов.

 

 

УБЕДИ ПОКУПАТЕЛЯ, ЧТО ТЫ ЕМУ НЕОБХОДИМ

 

Поставку фруктов в Россию можно осуществлять через дистрибьюторскую компанию. Другой способ импорта – это установление прямых связей с крупнейшими торговыми сетями РФ – «Метро», «Ашан», «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит», «Дикси», «Марий РА», «Седьмой континент», «Лента», «О’кей», «Гипер Глобус». На примере одной из них эксперт наглядно продемонстрировал, как поставщику связаться с сетевиками.

Прежде всего нужно уделить внимание подготовке коммерческого предложения. Его необходимо составить только из описаний выгодности клиенту сделать вас своим поставщиком. Предложение должно соответствовать стандартам и форме сети, учитывать критерии и принципы, по которым ритейл отбирает и управляет ассортиментом. Одним словом, надо продавать не характеристики своего товара, а выгоды клиента.

Эксперт рекомендовал, прежде чем подготовить коммерческое предложение, собрать информацию о сети: проанализировать полку товаров конкурентов, посетить магазины, выяснить объемы и условия продаж. Решить, какой ассортимент экспортер хотел бы завезти в розничную сеть. Произвести расчет экономической целесообразности реализации этого ассортимента: объем продаж, прибыль, расходы и т. д. А также определить и сделать расчет выгод по всем возможным критериям эффективности сети по предлагаемому ассортименту. После чего сформулировать выгоды клиента, заполнив его форму или заданный шаблон коммерческого предложения.

По окончании презентации участники задали Д. Кузнецову множество вопросов и получили на них ответы. Кому требовались более обстоятельные разъяснения, эксперт дал их во время деловых встреч в формате business-to-business.

 

В настоящее время в республике ежегодно производится около 16 млн тонн плодоовощной продукции. Узбекистан является экспортером продовольственной, в первую очередь плодоовощной, продукции на общую сумму около $5 млрд. Причем за последние три года объем экспортируемой сельскохозяйственной продукции вырос более чем в 3 раза.

…Мы экспортируем более 180 видов свежей и переработанной плодо­овощной продукции в 80 стран мира. По объемам экспорта абрикосов, сливы, винограда, орехов, капусты и ряда других фруктов и овощей Узбекистан уверенно входит в десятку ведущих мировых поставщиков данных видов продукции.

Из доклада Президента Ислама Каримова
на международной конференции
«О важнейших резервах реализации
продовольственной программы в Узбекистане».

 

 

Далеко не все интересные вопросы
экспорта витаминной продукции осветила

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр. 

Прочитано: 1978 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика