Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 18 / Внешнеэкономическая деятельность

Прорубить свое окно в мир

 

Страны Восточной Азии достаточно убедительно показывают, как тот, кто был вчера никем, ныне может стать значимой фигурой в международной торговле. Экспортоориентированная экономика стала моделью эволюции, пред­определившей поступательную динамику развития ряда государств этого региона.

 

Послевоенная Япония первой показала, каких высот может достичь страна при таком векторе самореализации. В 60-е годы прошлого века по ее пути пошли Южная Корея и Тайвань. Четверть века спустя тем же маршрутом последовал Китай, а затем и Вьетнам.

В Южной Корее и на Тайване ставку сделали в основном на легкую промышленность – отрасли, где можно использовать неквалифицированную рабочую силу. Девушки из деревни шили костюмы, парики, мягкие игрушки, работая 14 часов в день за три миски настоящего вкусного белого риса, к тому же в закрытом отапливаемом помещении. Оставшиеся в селе подруги им завидовали. Зато теперь ВВП на душу населения в Южной Корее составляет $18 350, на Тайване – $19 860.

На другом конце континента, в Европе, самая успешная экономика – немецкая. Она тоже экспортоориентированна, но развивалась по другим лекалам.

У национальной экономики есть свои отрасли «старожилы-экспортеры». Общеизвестно, что Узбекистан входит в первую пятерку мировых экспортеров хлопка. Но за годы независимости приоритеты внешнеэкономической деятельности республики заметно изменились. Рыночная экономика и либерализация ВЭД значительно расширили экспортный потенциал республики и номенклатуру товаров, которые страна может поставлять на зарубежные рынки.

Госполитика в данной сфере сформировала приоритеты, на которые делается акцент в ВЭД. В этом деле республика следует в фарватере общемировой практики. Страна открыта для иностранного капитала, заинтересована в привлечении зарубежных инвестиций в нацио­нальную экономику, современных технологий и оборудования, которые должны повысить ее конкурентоспособность и экспортный потенциал, снизить зависимость от импорта.

Насколько актуальна последняя задача, можно судить по девальвации национальных валют, которую в начале года пережили Турция, Аргентина, Индонезия, Россия, Казахстан. Резкое падение курса денежных знаков этих стран еще раз подтвердило высокую зависимость местных экономик от поставок из-за рубежа. Положительное сальдо во внешней торговле Узбекистана свидетельствует, что республика извлекла уроки из глобального финансового кризиса шестилетней давности. Она гораздо лучше готова к неожиданному скачкообразному колебанию цен на мировых рынках.

 

В ПОИСКАХ «ЖЕНИХА» И «НЕВЕСТЫ»

Но задача по повышению экспортного потенциала страны не теряет своей актуальности. Здесь по-прежнему главным остается налаживание производства продукции с высокой долей переработки и увеличение ее экспорта. Неплохие заделы для этого уже заложены.

Различные льготы пред­приятиям-экспортерам призваны стимулировать интерес местных предпринимателей и приток частных инвестиций в выпуск продукции для иностранных потребителей. Одно из решений этой задачи – расширение круга производителей, желающих и готовых осваивать зарубежные рынки.

Конечно, выпустить востребованную и конкурентоспособную на зарубежных рынках продукцию – полдела. Куда больше хлопот ждет отечественного производителя по ее доставке до конечного иностранного потребителя. Экспортеры традиционных узбекских товаров эти проблемы уже давно уладили. У них было время, есть история, ресурсы и службы, способные соблюсти необходимые формальности и наладить связи с иностранными потребителями.

Но для большинства субъектов малого бизнеса выход на зарубежные рынки – задача со многими неизвестными. Казалось бы, этот пробел должны были заполнить специализированные консалтинговые фирмы, способные помочь товаропроизводителям наладить внешнеэкономическую деятельность. Но они по-настоящему до сих пор не появились, что подтверждает отсутствие должного спроса на их услуги, нежелание малого бизнеса брать на себя риски и вступать без надежного поводыря на нехоженые тропы.

Побудить малый бизнес начать приглядываться к безграничным зарубежным рынкам и налаживать производство продукции на экспорт способно государство. В принципе, понятно, почему оно должно было вмешаться и оказать поддержку предпринимателям на этом поприще. Задачи по диверсификации национальной экономики и ее устойчивости к внешним шокам требуют, чтобы у страны был развит малый бизнес и его роль в производстве национального продукта росла. Эта цель последовательно реализуется, доля малого бизнеса в производстве ВВП в первом квартале составила 41%. Для сохранения набранных темпов и дальнейшего динамичного развития необходимо, чтобы малый бизнес выходил за пределы родного ареала и осваивал иностранные рынки.

Государство подставило плечо. Указом главы государства от 24.08.2011 г. N УП-4354 при Министерстве внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли была организована внешнеторговая компания «Узтадбиркорэкспорт», призванная выводить продукцию малого бизнеса за рубеж. Последняя новация в этой сфере – образование Фонда поддержки экспорта (ФПЭ) субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на основании Постановления Президента от 8.08.2013 г. N ПП-2022. На запуск этого проекта государство внесло в бюджет ФПЭ 2,5 млрд сумов.

Задачи специализированной компании и ФПЭ по ряду позиций пересекаются.

Компания, в частности, должна субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства:

оказывать содействие в реализации их продукции по прямым экспортным контрактам, а также через создаваемые торговые дома за рубежом;

содействовать в сертификации экспортной продукции, проведении рекламных мероприятий, организации и участии в международных ярмарках и выставках, в информационном и консультативном обеспечении.

ФПЭ берется им оказывать:

юридические, финансовые и организационные услуги по продвижению на внешние рынки продукции субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;

содействие в поиске потенциальных покупателей, в подготовке и заключении контрактов, в сопровождении экспортных операций, защите экспортеров от возможных рисков, а также в получении и оплате необходимых лицензий, сертификатов, других разрешений и сборов, требуемых по законодательству зарубежных стран;

содействие в участии в зарубежных тендерных торгах, организации контактов с иностранными покупателями путем организации ярмарок, «круглых столов» и др.

При всей схожести задач компании и ФПЭ о полном их дуб­лировании говорить не приходится. Разными инструментами пользуются эти уполномоченные «опекуны-помощники» экспортеров. «Узтадбиркорэкспорт» – своего рода посредник, через которого идет сбыт за границу продукции малых предприятий, имеющий торговые дома в России, Казахстане, Латвии. Зная запросы потребителей, представители компании ищут в регионах продукцию местных товаропроизводителей, по цене–качеству устраивающую иностранных покупателей. После заключения сделки она осуществляет сопровождение контракта, конт­ролируя соблюдение сторонами договорных обязательств. Прохождение сделки через торговый дом повышает гарантии ее исполнения. Компания получает свои комиссионные только после ее закрытия.

– Я ежедневно провожу за компьютером минимум три часа в поисках через Интернет иностранных покупателей, которых может заинтересовать продукция малых предприятий Навоийской области, – рассказывает региональный представитель компании Баходыр Каримов. – Часто выезжаю в районы в поисках местных товаропроизводителей, чья продукция может быть востребована за рубежом. Привлекаем районные администрации, которые помогают не только находить потенциальных экспортеров, но и информируют предпринимателей о преимуществах производства продукции на экспорт, о помощи и льготах, которые они могут получить.

ФПЭ – это, образно говоря, «сваха», которая берется найти «невесту» (местного товаропроизводителя) и «жениха» (иностранного покупателя) и выполнить все формальности по заключению «брачного контракта». Наша «сваха», что называется, готова взять «невесту» за руку и вместе с ней обойти все инстанции, оформить все разрешения, получить все лицензии и подтверждения. И лишь после того как «жених» и «невеста» обменяются «кольцами» – исполнят обязательства по контракту, она может претендовать на вознаграждение за свои услуги.

 

КАК БЫ НЕ ЗАСИДЕТЬСЯ В «СТАРЫХ ДЕВАХ»

Но несмотря на столь отеческую заботу, малый бизнес в регионе не спешит пополнять ряды экспортеров. По официальным данным, Навоийская область ежегодно экспортирует продукцию почти на $1,7 млрд. Но это экспорт так называемых отраслевых предприятий – НГМК, АО «Навоиазот», АО «Кызылкумцемент».

Доля малого бизнеса в этой сумме настолько мизерна, что выводить ее отдельной строкой – только статистику портить. По словам директора Навоийского филиала ФПЭ Ильхома Темирова, в первом квартале малые предприятия – экспортеры заработали $8 млн. При содействии регионального представительства компании «Узтадбиркорэкспорт» за первые четыре месяца они подписали контракты с иностранными покупателями на $3 млн. В портфеле филиала ФПЭ набралось 13 сделок местных товаропроизводителей с зарубежными потребителями, имеющих неплохие перспективы на успешную реализацию.

Трудно понять, сколько в регионе действует предприятий-экспортеров. По данным региональной Торгово-промышленной палаты, их – 11, областных подразделений ФПЭ – 43, «Узтадбиркорэкспорта» – 80. Но все собеседники, несмотря на этот разнобой, не сговариваясь, признавали, что Навоийская область отстает от других регионов страны, местные субъекты малого бизнеса не особо горят желанием выходить на зарубежные рынки.

– На одной выставке в Ташкенте, где демонстрировалась экспортная продукция предпринимателей города и столичной области, мое внимание привлек широкий ассортимент добротного трикотажа, – рассказывает Б. Каримов. – Но более всего поразил уровень поточного производства. На первый взгляд в выпуске хлопчатобумажных маек, футболок, рубашек ничего сложного нет. Но участники выставки рассказали, что для удовлетворения требований иностранного заказчика к качеству и количеству продукции, срокам поставки необходим отлаженный процесс по всей производственной цепочке. При этом каждая швейная машина должна выпускать не менее 100 тысяч единиц продукции в месяц. В Ташкентской области так уже работают.

У навоийского малого бизнеса пока все гораздо скромнее. Более того, порой даже теряем там, где можно организовать весьма привлекательный бизнес. Самаркандские предприниматели скупали у нуратинских ткачей ковры по 100 тысяч сумов и перепродавали их иностранцам по $100 за штуку, – завершил свой монолог Каримов.

Однако отсутствие у навоийских предпринимателей желаемого рвения в освоении зарубежных рынков не значит, что в «генах» местного бизнеса не хватает предпринимательской жилки. Ничего подобного. Правила игры диктует специфика социально-экономического развития региона. Социально-экономическое благополучие и устойчивая динамика положительного развития Навоийской области зиждется на успешности большого бизнеса, который олицетворяют предприятия стратегического значения – НГМК, АО «Навоиазот», АО «Кызылкумцемент», Навоийская ТЭС. На них задействована большая часть трудоспособного городского населения и близлежащих сел. Естественно, что большинство навоийцев предпочитают иметь специальность и связывать судьбу со стабильно функционирующими промышленными гигантами, где вполне приличные зарплаты (по средней зарплате область занимает второе место в республике), зная, что хлопоты и риски являются постоянными спутниками предпринимательства. Вполне прагматичный подход.

Это в регионах, где нет больших, градообразующих предприятий, тон в социально-экономическом развитии задают малый бизнес и частная инициатива. Например, доля малого бизнеса Навоийской области в производстве валового регионального продукта не превышает 36%, а в Наманганской области она уже достигла 84%.

Но даже при таком, казалось бы, безнадежном отставании навоийский малый бизнес чувствует себя вполне комфортно. Развитая в регионе промышленная инфраструктура – хорошее для него подспорье в реализации бизнес-проектов. Вспомним известную Антикризисную программу, по которой предпринимателям – производителям продуктов питания и промышленных товаров массового спроса предоставляли налоговые каникулы, а местные органы власти должны были оказывать им всяческое содействие. Эта программа вызвала настоящую волну предпринимательского бума. Стали открываться теплицы, птицефермы, цехи по переработке молока, мяса, производству кондитерских изделий, строительных материалов и металлообработке. Так, в 2009 году только по выпуску стройматериалов в регионе было открыто 19 новых малых предприятий. Но главным мотивом для предпринимательства является наличие платежеспособного спроса. Ведь многотысячные трудовые коллективы промышленных гигантов – потребители, которым нужны товары и услуги. А это уже «поляна» субъектов малого бизнеса, на которой, кстати, «кормятся» не только навоийцы, но и предприниматели соседних районов Бухарской и Самаркандской областей.

Получается, что малый бизнес региона сторонится внешнеэкономической деятельности не потому, что побаивается ввязываться в неизведанное, а из-за отсутствия побудительных мотивов, стоящих инновационных решений и наличия возможных узких мест. По словам Ильхома Темирова, более 560 малых предприятий области хотя бы раз да заключали сделки с инопарт­нерами. Но этим одним разом все и заканчивалось. Деловое сотрудничество не получало продолжения по простой причине. Дело в том, что малые предприятия – экспортеры должны выходить на зарубежные рынки с продукцией, произведенной из местных ресурсов.

Схема – все затраты в сумах, а выручка в СКВ – чертовски привлекательна. Только вот вопрос, насколько местная ресурсная база позволяет наладить производство широкого ассортимента товаров на экспорт. Не потому ли большинство навоий­ских субъектов малого бизнеса, поставляющих свою продукцию на зарубежные рынки, специализируются на выпуске строительных материалов – извести, мрамора, гипсокартона, жженого кирпича… А ограничившиеся одноразовой сделкой предпочитали приобретать ­сырье и полуфабрикаты за рубежом, перерабатывать их и уже готовую продукцию реализовать иностранным партнерам.

К слову сказать, сегодня это самая ходовая схема организации бизнеса в мире. Идеология автономного, самодостаточного развития – не просто возвращение в XX век, но и обращение к его тупиковым идеям. Сейчас никого не удивишь тем, что продукт разработан в Америке или Европе, «железо» делают в Китае, а упаковку в Малайзии. В итоге получается хорошо работающая модель – модель инклюзивности1. Именно она лежит в основе цепочек добавленной стоимости. Именно она позволяет при очень жесткой конкуренции реализовать стратегии win-win – взаимного выигрыша. Кстати, она у нас тоже применяется. В СИЭЗ «Навои» именно так налажено производство гаджетов. Из-за границы поступают комплектующие, у нас происходит «отверточная сборка» и на выходе получаем мобильные телефоны и модемы, произведенные в Узбекистане.

Тепличные хозяйства региона производят до 200 тысяч тонн огородной продукции. Компания «Узтадбиркорэкспорт» нашла иностранных покупателей, готовых приобретать наши свежие помидоры и огурцы. Теперь ее региональному представителю Баходыру Каримову надо придумать, как убедить владельцев теплиц объединиться в своего рода пул, наладить логистику и поставку витаминных товаров иностранным потребителям.

Работы хватит всем. Главное – организовать ее так, чтобы она была интересна и привлекательна для всех участников внешнеэкономической деятельности.

Амир МАХМУДОВ,

наш соб. корр.

г. Навои.

 


1

Инклюзивный (фр. inclusif – включающий в себя, заключающий в себе) – распространяющийся на более широкий круг предметов.

Прочитано: 922 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика