Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 13 / Есть мнение

О некоторых дополнениях

 

Реформы в судебно-правовой сфере Узбекистана идут в направлении дальнейшей либерализации и демократизации. Одним из следствий реформирования судебной системы стало возникновение относительно нового института разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений, – третейского судопроизводства.

 

За довольно короткий срок третейские суды и третейское судопроизводство обрели свою правовую базу: их деятельность регламентирована Законом «О третейских судах» (от 16.10.2006 г. N ЗРУ-64, далее – Закон), а Гражданский и Хозяйственный процессуальные кодексы, другие документы включают в себя специальные нормы относительно актов, принятых ими. Особую значимость имеет норма, определяющая роль и место третейских судов в защите гражданских прав наряду с судами общей юрисдикции и хозяйственным судом (статья 10 Гражданского кодекса).

Несмотря на это, среди ученых и практиков в данной сфере существуют различные взгляды и видения относительно деятельности третейских судов. В действительности, неразрешенными остаются споры об их правомочности рассматривать иски, связанные с переходом права собственности, а также о добровольном исполнении решения третейских судов по имущественным спорам, когда переход права собственности подлежит государственной регистрации.

Еще одним существенным аспектом регулирования деятельности третейских судов является вопрос налогообложения доходов юридических лиц, осуществляющих третейское судопроизводство.

Согласно национальному законодательству третейские суды не являются юридическими лицами. В частности, постоянно действующие третейские суды могут быть образованы юридическим лицом и действовать при нем (статьи 5 и 6 Закона). Следовательно, субъекты, образующие третейский суд, в отличие от субъектов, которые определены аналогичными законами сран СНГ, могут относиться как к коммерческим, так и к некоммерческим организациям.

Вместе с этим, как отмечают специалисты, остается неопределенной правосубъектность третейского суда и, как следствие, возможность его участия в гражданском обороте, приобретения гражданских прав и несения гражданских обязанностей, ответственность по гражданско-правовым обязательствам*.

По самой природе этого образования, призванного разрешать споры, деятельность третейских судов не может быть отнесена к коммерческой. Вместе с этим есть смысл признать третейские суды обособленными подразделениями, деятельность которых никак не связана с основной (или коммерческой) деятельностью юридического лица.

Статьей 20 Закона определено, что третейские суды могут нести расходы, связанные с разрешением спора, которые включают в себя:

гонорары третейских судей;

расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;

расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;

расходы, понесенные третейскими судь­ями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;

суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;

расходы, понесенные свидетелями;

расходы на оплату услуг представителя стороны третейского разбирательства, в пользу которого состоялось решение третейского суда.

Этот перечень является открытым, так как третейские суды не могут предположить все возможные расходы, связанные с разрешением конкретного спора по его продолжительности и формату. Перечисленные расходы во многом совпадают с расходами государственных судов и включаются в так называемые «третейские сборы», уплачиваемые при внесении исков в третейский суд.

Как правило, третейскими судами установлены фиксированные ставки сборов, размер которых исчисляется соразмерно Ставкам государственной пошлины (утверждены Постановлением КМ от 3.11.1994 г. N 533), подлежащих уплате при внесении аналогичных исков в государственные суды.

В связи с последним в распоряжении юридических лиц, образовавших третейский суд, может оставаться положительная разница между уплаченными сборами и действительно понесенными затратами в связи с разрешением конкретного спора.

Практика показывает, что правилами некоторых третейских судов определены отчисления юридическому лицу, образовавшему третейский суд, а то и в их вышестоящие организации, исчисляемые кратно сумме третейских сборов.

На наш взгляд, разница между уплаченной суммой и понесенными расходами, а также сумма отчислений юридическому лицу и в вышестоящие организации являются доходом юридического лица, образовавшего третейский суд.

Действующий Налоговый кодекс (НК) не содержит дефиниций и определений как о доходах, так и о налоговых обязательствах юридических лиц, осуществляющих третейское судопроизводство.

По моему глубокому убеждению, разрешение спора третейским судом нельзя назвать «возмездным оказанием услуг», а третейское судопроизводство «реализацией».

Из содержания Закона можно предположить, что обособленное образование юридического лица – третейский суд по смыслу близок к обслуживающему хозяйству с той лишь разницей, что его деятельность не направлена на обслуживание основной деятельности налогоплательщика и не связана с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг, являющихся целью данного налогоплательщика. Схожими по назначению являются и платежи в третейский суд, предназначенные на возмещение расходов, связанных с разрешением спора (статья 139 НК).

В этой связи считаем необходимым вынести на рассмотрение законодателей некоторые дополнения и изменения в действующие нормативные акты. В частности:

абзац первый статьи 6 Закона дополнить предложением: «Статус постоянно действующего третейского суда приравнивается к обслуживающему хозяйству образовавшего его юридического лица»;

Закон дополнить нормой о том, что доходы юридического лица, образовавшего постоянно действующий третейский суд, полученные в связи с разрешением спора, облагаются налогом в соответствии с законодательством;

статью 139 НК дополнить абзацем: «Доходы юридических лиц, образовавших третейский суд, связанные с разрешением спора, определяются как положительная разница между суммой средств, полученных (подлежащих получению) для возмещения расходов третейского суда, и суммой действительных расходов третейского суда, связанных с разрешением конкретного спора».

Полагаю, что субъекты законодательной инициативы учтут предлагаемые дополнения, так как они отвечают принципам налогового законодательства (статья 5 НК), а их воплощение в жизнь внесет определенность в налоговом администрировании, будет стимулировать общественные организации к образованию третейских судов и позволит коммерческим структурам иметь четкое представление о налоговых последствиях осуществления третейского судопроизводства.

 

Абдугани МУХАМЕДБАЕВ,

эксперт по хозяйственному (предпринимательскому) праву,

руководитель Центра изучения проблем бизнеса и инвестиций
ННО «BIMO’M»,

общественный эксперт «NORMA». 

 

*Комментарий к Закону Республики Узбекистан «О третейских судах» (Асьянов Ш.М. и др.).

Прочитано: 1402 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2014-04-02 09:57:41, Гость_А. Муминов, заведующий кафедрой УМЭД:
Интересный ход мыслей у автора. Думается, что в период принятия Закона о третейском судопроизводстве больше думали о расходах, нежели о доходах. Хотя все это связано со спорными моментами в деятельности субъектов предпринимательства и хозяйствующих структур, которые думают о выгоде и доходах всегда  - по определению. По-видимому, нужно вводить отдельную статью или раздел по данному поводу в действующий Закон!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика