Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 10 / Актуально!

Базарные распри

 

или ОБ АРЕНДНОЙ ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЫНКА

 

 

Мы своевременно уплачиваем все налоги, в том числе на имущество и земельный налог. Однако администрация рынка, на территории которого мы находимся, требует от нас арендную плату за пользование инфраструктурой. На вопрос, почему мы должны ее платить, администрация предоставила нам договор, предусматривающий этот платеж. В нем не указано, за аренду какого объекта или за какие услуги мы должны платить. Им предусмотрена лишь односторонняя, то есть только с нашей стороны, ежемесячная уплата арендной платы за пользование инфраструктурой рынка.

Администрация настаивает, что мы обязаны ее платить независимо от того, подписали ли мы договор или нет. Насколько правомерно такое требование?

 

 

В редакцию нередко поступают подобные обращения от субъектов предпринимательства, расположенных на территориях рынков и торговых комплексов. Данный вопрос проанализировали специалисты организации налоговых консультантов «Soliq kalkulyatori».

 

 

– Пунктом 4 Постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» (от 26.04.2010 г. N ПП-1326) Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента поручено по согласованию с территориальными финансовыми и налоговыми органами ежегодно утверждать размеры взимаемых администрациями рынков и торговых комплексов разовых сборов, арендной платы и стоимости оказываемых услуг не ниже минимальных размеров, ежегодно устанавливаемых Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом. Во исполнение этого поручения Минфином и ГНК утверждено Положение о порядке организации и контроля своевременного и полного взимания разовых сборов, арендных платежей и платежей за оказываемые услуги на рынках, в торговых комплексах и их филиалах1 (далее – Положение N 2185). Его действие распространяется на рынки, торговые комплексы и их филиалы, а также на юридические и физические лица, осуществляющие торговую деятельность на их территории (пункт 1 Положения N 2185).

Источниками поступления доходов рынков, торговых комплексов и их филиалов являются разовые сборы; арендная плата; оказание услуг продавцам и покупателям; заготовка, закуп и реализация сельскохозяйственных товаров (для дехканских рынков), осуществляемые администрацией рынка (или его торгово-закупочными предприятиями); иные поступления, не противоречащие законодательству (пункт 2 Положения N 2185). Минимальные размеры разовых сборов, арендных платежей и платежей за оказываемые услуги на рынках, в торговых комплексах и их филиалах (далее – Минимальные размеры) ежегодно устанавливаются Министерством финансов и ГНК (пункт 3 Положения N 2185).

В частности, на 2013 год они были регламентированы постановлением МФ и ГНК от 7.01.2013 г., зарегистрированным МЮ 16.01.2013 г. N 2412 (далее – Постановление N 2412), а на 2014 год – аналогичным документом от 30.12.2013 г., зарегистрированным МЮ 8.01.2014 г. N 2551 (далее – Постановление N 2551).

Все Минимальные размеры сгруппированы по трем разделам:

раздел I. Минимальные размеры разовых сборов, взимаемых администрациями рынков и торговых комплексов (за предоставление торговых мест для продажи продукции на торговых местах – фруктов, овощей, бахчевых культур, стройматериалов, автотранспортных средств и т.д.);

раздел II. Минимальные размеры платежей, взимаемых за предоставление инвентаря в аренду (весов, гирь, торгового оборудования, тележек и т.п.) и услуги, оказываемые на рынках и в торговых комплексах (хранение сельхозпродукции, пользование услугами гостиницы, передача объявления по радиоузлу и т.п.);

раздел III. Минимальные размеры арендных платежей за пользование зданиями, сооружениями и другим имуществом на территории рынков и торговых комплексов и инфраструктурой рынка.

 

 

Раздел III предусматривает на 2014 год следующие минимальные тарифы:

1

 

Арендная плата за пользование зданиями
и сооружениями, находящимися на балансе рынков и торговых комплексов

 

Единица измерения

 

г.Таш-кент

 

Областные

центры

и города

област-

ного под-

чинения

Районы

 

 

Продажа непродовольственной продукции

 

за 1 кв.м

 

28 400

 

13 700

 

6 800

 

Продажа продовольственной продукции

 

за 1 кв.м

 

25 000

 

11 400

 

5 700

 

Общественное питание

 

за 1 кв.м

 

28 400

 

13 700

 

6 800

 

Бытовое обслуживание

 

за 1 кв.м

 

10 300

 

5 100

 

3 400

 

Другие виды (склад, офис, аптека, пайнет и т.п.)

 

за 1 кв.м

 

11 400

 

5 700

 

3 400

 

2

 

Плата за пользование инфраструктурой рынка
с собственников зданий, сооружений и строений
на территории рынков и торговых комплексов

 

за 1 кв.м

 

4 800

 

4 000

 

2 800

 

 

 

 

Обратим внимание на наличие в названии раздела III термина «арендных». Как известно, арендные отношения регулирует Закон «Об аренде» (от 19.11.1991 г. N 427-XII). Согласно его статье 1 аренда – основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, иными природными ресурсами, а также имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной и иной деятельности. А в его статье 3 перечислены объекты арендных отношений:

предприятия, отдельные производства, цехи, фермы, иные подразделения, организации;

отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности;

земля (земли сельскохозяйственного назначения сдаются в аренду только для производства сельскохозяйственной продукции) и другие природные ресурсы.

Следовательно, основанием уплаты и требования арендной платы за пользование инфраструктурой рынка должен быть договор аренды конкретных объектов инфраструктуры рынка, заключенный между администрацией рынка и хозяйствующим субъектом, желающим их использовать.

В пункте 1 раздела III Минимальных размеров речь идет об арендной плате за пользование зданиями и сооружениями, находящимися на балансе рынков и торговых комплексов. Его формулировка и содержание на практике не вызывают каких-либо споров или разночтений, так как речь идет об аренде конкретно названных объектов (зданий и сооружений), находящихся на балансе рынков и торговых комплексов, администрации которых правомочны сдавать их в аренду на договорных условиях.

А в пункте 2 раздела III Минимальных размеров речь идет о собственниках зданий, сооружений и строений, которые не арендуют здания, сооружения (у них есть свои) или какие-либо иные объекты, соответствующие статье 3 Закона «Об аренде», а пользуются инфраструктурой рынка. Как известно, субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность на рынках, производят оплату за теплоэнергию, водоснабжение, электроэнергию, телефонную связь и т.д., которые могут быть расценены как инфраструктура, предоставляющим их организациям на основе заключенного с ними договора. Таким образом, на вопрос, что, кроме перечисленных видов ресурсов и услуг, представляет собой инфраструктура рынка, ответа нет. Более того, ни в Постановлении Президента N ПП-1326, ни в Положении N 2185 такой платеж, как арендная плата за пользование инфраструктурой рынка, не предусмотрен.

Требование от субъектов предпринимательства заключить арендный договор на использование объекта, существование которого не установлено, равно как и требование обязательного платежа за пользование инфраструктурой рынка без заключения какого-либо арендного договора, на наш взгляд, является принуждением одного хозяйствующего субъекта производить обязательные платежи не в госбюджет, а другому хозяйствующему субъекту, что противоречит законодательству.

А согласно статье 78 Конституции установление налогов и других обязательных платежей относится к сов­местному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса. В соответствии с этой конституционной нормой налоги и другие обязательные платежи в нашей стране установлены Налоговым кодексом, принятым Законодательной палатой, одобренным Сенатом Олий Мажлиса и подписанным Президентом. Его требованиями и надо руководствоваться в данном вопросе, так как в соответствии с частью второй статьи 16 Закона «О нормативно-правовых актах»2 нормативно-правовой акт должен соответствовать актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу.

 

 

В целях устранения споров во взаимоотношениях между администрациями рынков и торговых комплексов с одной стороны и субъектами предпринимательства с другой по вопросу арендной платы за пользование инфраструктурой рынка считаем целесообразным ведомственное Постановление N 2551 привести в соответствие с законодательными актами, явившимися основанием для утверждения Минимальных размеров и имеющими по сравнению с ним более высокую юридическую силу.

Мурад МУХАМЕДЖАНОВ,
налоговый консультант
организации налоговых консультантов «Soliq kalkulyatori».

 

 

1Утверждено постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 27.01.2011 г. N 2185.

2От 14.12.2000 г. N 160-II, в редакции Закона от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342. 

Прочитано: 2895 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика