Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 10 / Приоритеты

Барометр деловой активности

Ежегодно с февраля по апрель проводятся исследования “Doing Business” (DB) по методике Международной финансовой корпорации (МФК) – института в структуре Всемирного банка (ВБ). Поэтому тема “круг­лого стола” “Повышение международного рейтинга Узбекистана по ведению бизнеса (Doing Business)”, проведенного недавно Торгово-промышленной палатой Узбекистана совместно с проектами Программы развития ООН “Содействие развитию торговли” и “Бизнес-форум Узбекистана”, злободневна. В нем приняли участие более 40 представителей министерств и ведомств, негосударственных некоммерческих организаций, научно-исследовательских институтов, международных организаций, субъектов предпринимательства. Они обсудили доклад “Ведение бизнеса–2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий”, опубликованный Всемирным банком и МФК осенью 2013 года, и выработали по нему конкретные предложения и программу действий.

 

Открывая заседание, председатель ТПП Алишер Шайхов отметил, что в докладе Президента на январском заседании Кабинета Министров одним из приоритетных направлений экономической программы на 2014 год обозначена необходимость дальнейшего сокращения сроков, упрощения и удешевления различных разрешительных процедур для организации и ведения предпринимательской деятельности, устранения и недопущения излишних бюрократических барьеров на ее пути.

В последние годы сделано многое по созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, широкого привлечения в экономику отечественных и иностранных инвестиций, внедрен принцип приоритета прав субъекта предпринимательства. Только в прошлом году было отменено более 80 видов разрешительных процедур, 15 лицензируемых видов деятельности, сокращено 65 видов статотчетности, а по 23 видам – периодичность их представления. Также внедрены 22 интерактивные налоговые услуги, в два раза уменьшены сроки выдачи разрешений и в пять раз – их стоимость. В результате существенно повысилась позиция Узбекистана в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации “Ведение бизнеса–2014” (“Doing Business”). Так, в регионе “Восточная Европа и Центральная Азия” республика поднялась со 156 на 146 место.

 

ЧТО ТАКОЕ “DOING BUSINESS” И ПОЧЕМУ ИМЕННО ОН?

На эти и другие вопросы ответил в своей презентации “Международный рейтинг Узбекистана по ведению бизнеса (Doing Business)” координатор проекта консультативной программы МФК по укреплению финансовой инфраструктуры в Центральной Азии и Азербайджане Ариф Насибов.

DB – это ежегодное исследование, которое проводится путем опроса (более 9 000) местных экспертов. Оно оценивает простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе 10 индикаторов: создание предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к электроснабжению, регистрация недвижимости, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение, ведение международной торговли, обеспечение исполнения контрактов, банкротство. Доклад представляет сравнительный анализ правовой среды по регулированию частного сектора, дает оценку нормативным актам, регулирующим деятельность малых и средних предприятий на протяжении всего жизненного цикла, и их применению на практике (правоприменение). При этом оценивается не отсутствие регулирования, а наличие разумного регулирования.

А.Насибов пояснил, что высший рейтинг по ведению бизнеса получают страны, законодательство которых содействует взаимодействию участников рынка и защищает общественные интересы без излишнего давления на частный сектор. Он отметил, что исследования не только указывают на проблемы, препятствующие развитию предпринимательства, но и определяют их причины и содержат рекомендации о проведении необходимых реформ. Доклад готовится в два этапа: анализ нормативных правовых актов, включая изменения после предыдущего доклада, и опрос предпринимателей.

Последний отчет за период с июня 2012-го по май 2013 года охватывает 189 стран (впервые им охвачены Ливия, Мьянма, Сан-Марино и Южный Судан). По мнению представителя МФК, рост позиции Узбекистана в нем свидетельствует об эффективности внедряемых законодательных актов по поддержке и стимулированию частного предпринимательства.

“Doing Business” не затрагивает такие факторы, как макроэкономическая политика, финансовый сектор, качество инфраструктуры, устойчивость национальной валюты. В основном он подразумевает исключение избыточных требований из национального законодательства и не требует существенных финансовых вложений в проведение реформ.

Предстоящее исследование, пояснил А.Насибов, проводится путем рассылки по e-mail анкет респондентам Ташкента, в основном юристам (около 70%) и бухгалтерам. По каждому индикатору наличествует кейс. Как правило, выбирается худший вариант. К примеру, если по индикатору “Регистрация компании в хокимияте” законодательно предусматривается 2 дня, а респондент указывает 6 дней, то учитывается последний показатель. А если, например, на получение заключения экологической экспертизы отводится 60 дней, а на практике его получают за 20 дней, то в расчет берется первая цифра.

Исследование “Doing Business” имеет ряд преимуществ. Во-первых, прозрачность – вся его информация находится в открытом доступе на сайте доклада. Во-вторых, нет необходимости в репрезентативности используемой выборки, так как используются положения соответствующего законодательства, точность ответов респондентов обязательно проверяется. В-третьих, сравнительно невысокая стоимость подготовки доклада. В-четвертых, методология применима к сбору и анализу данных в странах с различными экономическими моделями.

В то же время методика DB имеет определенные недостатки. Она измеряет лишь незначительную часть деловой среды, которая важна для компаний и инвесторов. Исследование не учитывает экономическое состояние и структуру финансовой системы стран. Рейтинг страны формируется по одному городу, крупнейшему деловому центру страны.

 

УЗБЕКИСТАН ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ

В DB легкость ведения бизнеса оценивается в основном путем подсчета количества процедур, времени и объема выплат, наличия условий при открытии, ведении и закрытии бизнеса. Согласно последнему докладу наиболее заметное улучшение в Узбекистане произошло в регистрации предприятий. По этому показателю страна поднялась на 66 позиций и занимает 21 место среди 189 стран, включенных в исследование, а в сфере кредитования рейтинг вырос на 24 позиции (в прошлом году было 87 место). Для открытия бизнеса необходимо совершить 4 процедуры, в странах Европы и Центральной Азии и в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель равняется 5. Срок регистрации предприятия у нас составляет 8,5 дня, у них – 12,8 и 11,1 соответственно.

Наряду с уменьшением бюрократических барьеров путем сокращения числа процедур, введения электронных систем в нашей стране уделяется большое внимание улучшению правовых институтов. Так, оценка двух из трех индикаторов, характеризующих уровень правовых институтов, – разрешение неплатежеспособности и обеспечение исполнения контрактов – у Узбекистана улучшилась на 8 (63 место) и 2 позиции (40) соответственно. А вот по третьему показателю – защита прав инвесторов – ухудшилась – минус одна ступень (138). На одну позицию вырос показатель по получению разрешений на строительство (159). Не изменились условия ведения международной торговли.

Ухудшение зафиксировано в следующих сферах: подключение к системе электроснабжения на 4 позиции (173) и на 3 – налогообложение (168).

Президент на январском заседании Кабинета Министров признал, что современное состояние деловой среды и условия ведения бизнеса в Узбекистане не отвечают требованиям и принципам свободной рыночной экономики, общепринятым международным нормам. Наши предприниматели по-прежнему сталкиваются с неустойчивым энергоснабжением, неразвитостью производственной и дорожной инфраструктуры в сельской местности, большим количеством проводимых проверок, а также со слабой исполнительной дисциплиной на местах.

 

ЧЕРЕЗ УЛУЧШЕНИЕ ПРОЦЕДУР ВЭД

Важным компонентом рейтинга “Doing Business” является индикатор “Международная торговля”. Об опыте других стран по его улучшению рассказал международный эксперт Проекта USAID по региональному экономическому сотрудничеству Игорь Артемьев. Этот индикатор включает три компонента: документы, требуемые таможней и другими контрольными органами для экспорта и импорта; время, затрачиваемое на таможенную очистку, технический контроль, портовые и складские операции, наземный транспорт и погрузочно-разгрузочные работы; затраты на них (по установленным расценкам, без учета взяток и таможенных пошлин).

Также эксперт осветил показатели DB по длительности (дни) и стоимости (в долларах США) экспортных и импортных процедур. Так, в Узбекистане подготовка документов занимает 31 и 46 дней, затраты – 285 и 335 долларов США; таможенный, технический контроль – 5/200 и 8/200; обработка в порту и терминалах – 5/300 и 3/300; наземный транспорт, погрузка и разгрузка – 38/4 000 и 38/4 400 соответственно. В итоге получилось, что на экспорт затрачивается 79 дней и 4 785 долларов США, на импорт, – 95 и 5 235 соответственно.

Статистика свидетельствует, от 43 до 76% логистических затрат времени фирм-импортеров из стран, не имеющих выхода к морю, составляют процедуры ВЭД. Эксперт сакцентировал внимание на том, что и здесь можно сделать многое, упростив документооборот, таможенный и технический контроль над импортом. Он рассказал об опыте других стран по совершенствованию регулирования ВЭД.

Сегодня 157 государств применяют электронную обработку таможенных документов, но только в трети их можно отправить ГТД и другие бумаги по Интернету. В основном это страны – члены ОСЭР. Большинство других требуют от участников ВЭД подавать документы на “твердых носителях”. В 2012–2013 годах всего 9 стран усовершенствовали эти системы, в их числе Россия.

 

РЕПЛИКА ИЗ ИНТЕРНЕТА

Что правда, то правда. Президент издает указы, которые облегчают жизнь предпринимателям. Хокимият регистрирует в течение двух дней, банки открывают счета в течение дня, а то и часа, оформляются кредиты за три дня. Подписи в нотариате заверять не надо. А вот при аренде нежилого помещения, принадлежащего частному лицу, вы все равно попадете к нотариусу. И если раньше им было достаточно двух справок (из налоговой и кадастра), то теперь они требуют для заключения договора аренды собрать все справки как на продажу (газ, электроэнергия, ТЕПЛОЭНЕРГИЯ, мусор, налоговая, кадастр, телефон). Вроде бы таково устное указание из министерства. Почему слово “теплоэнергия” я написал большими буквами, наверное, все поняли. Там, чтобы взять одну справку, вы должны принести вторую справку, а потом они еще подумают, дать вам справку или нет. Если вы возьмете справку за 5 дней, то радуйтесь…

Если бы каждый руководитель думал и работал бы как Президент и премьер-министр или хотя бы не мешал своими устными распоряжениями, я уверен, через два года мы бы попали в первую десятку рейтинга.

Олег Иванов.

 

Недавно открывали компанию (ООО и учредитель – одно лицо), так в Инспекции попросили принести учредительный договор. После моего замечания, что лицо не может само с собой заключить договор, начальник Инспекции сделал ссылку на закон. У наших предпринимателей есть одна проблема: деньги зарабатывать и считать умеют, а вот документы оформлять не могут. Считаю, что необходимо внедрять сдачу документов на регистрацию через Интернет, по электронной почте.

Линур Мухарямов,

30 октября 2013 года.

 

Большое внимание Артемьев уделил объединению деятельности контрольно-регулирующих органов в едином электронном окне, которое значительно упрощает ВЭД.

Для не имеющих выхода к морю стран важным аспектом преодоления географических барьеров является региональное сотрудничество. Эксперт привел такой пример. Экспортеру из Вены (Австрия, географически замкнутая страна) нужно всего 3 дня для заказа транспорта и перевозки груза в порт г.Гамбурга (Германия), расположенном в 900 км. Экспортеру из Угадугу (Буркина Фасо) нужно не менее недели для доставки своего груза в порты Ганы или Того, расположенные на таком же расстоянии. В первом случае помогли соглашение о трансграничном сотрудничестве, гармонизация таможенных и трансграничных процедур. К примеру, интеграционные объединения предусматривают гармонизацию одной из основополагающих частей таможенных союзов, свободных экономических зон и т.п.

И.Артемьев сделал акцент на том, что повышение прозрачности процедур снижает затраты ведения ВЭД. Так, 166 стран размещают информацию о размерах таможенных тарифов на своих сайтах. 147 из них публикуют он-лайн требования к документации. Вместе с тем почти в 20 странах о размерах таможенных платежей можно узнать только у таможенных брокеров. А ведь сокращение времени на выполнение контрактов прямо воздействует на экономический рост, инвестиции, занятость населения и снижение бедности.

 

В ЧЕМ УСПЕХ, А В ЧЕМ ПРОБЛЕМЫ

По мерам, принимаемым по повышению международного рейтинга Узбекистана по ведению бизнеса (Doing Business), Министерство экономики подготовило презентацию. В ней отмечалось, что Указом Президента от 18.07.2012 г. N УП-4455 утверждена Программа комплексных мер по совершенствованию законодательства и реализации мероприятий, направленных на дальнейшее кардинальное улучшение деловой среды и предоставление большей свободы предпринимательству, вводимых в 2013–2014 годах. Она содержит 35 пунктов. Ею предусмотрено, в частности, сокращение с 12 до 1 процедуры для регистрации права собственности на недвижимость, а ее сроков – до 7 дней. Предусмотрено и сокращение в 2,3 раза (для крупных предприятий) и в 1,7 раза (для малых предприятий и микрофирм) форм налоговой отчетности с переводом до конца 2014 года всех субъектов предпринимательства на ее электронную сдачу.

Осенью этого года появится новый отчет Всемирного банка “Ведение бизнеса–2015”. Участники “круглого стола” выразили надежду, что в нем будет отражено и исключение с 1 января 2013 года микрофирм и малых предприятий, уплачивающих общеустановленные налоги, кроме производящих подакцизную продукцию и добывающих полезные ископаемые, из плательщиков обязательных отчислений во внебюджетные целевые фонды. Указанные меры предусматривают и сокращение сроков выдачи разрешений и проведения работ по подключению к сетям водоснабжения и канализации и обеспечению доступа субъектов предпринимательства к телефонной сети.

 

РЕПЛИКА ИЗ ИНТЕРНЕТА

Такие обзоры позволяют избавиться от эмоционального налета. К примеру, коррупция – во многом субъективная вещь, и любые опросы на эту тему дают сдвинутую оценку. Кто-то “кладет на лапу”, кто-то, зная хорошо закон, обходится без этого. Иногда разумнее смотреть на измеримые вещи. Поэтому рейтинг DB мне импонирует тем, что опирается на конкретные показатели.

О.С., директор ООО.

 

 

В презентации были подробно освещены аспекты упрощения и удешевления госрегистрации субъектов предпринимательства (4 дня, стоимость – 120 тыс. сумов), получения разрешений на строительство (8 процедур, 90 дней, 1 568,5 тыс. сумов), подключения к системе электроснабжения (5 процедур, 57,5 дня). К слову, в рейтинге DB–2014 указано 9 процедур и 108 дней.

Для кардинального улучшения деловой среды, создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, сокращения количества и сроков процедур 7 января 2014 года было принято Постановление Кабинета Министров “О совершенствовании порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество” N 1. Им, в частности, поручено Госкомкадастру совместно с Госкомсвязи до 1 июля 2014 года привести действующий программный продукт по регистрации прав на недвижимость по принципу “одно окно” в соответствие с требованиями данного Постановления.

При обсуждении презентации была отмечена низкая информированность деловых людей, в том числе участвующих в опросе об изменениях законодательства по регулированию предпринимательства. Так, в отчете сказано, что приемка законченного строительства объекта осуществляется в соответствии со СНиП, зарегистрированными МЮ 23.11.1998 г. N 545, а они утратили силу еще в 2008 году. Также утверждалось, что продавец имущества получает отдельные справки об отсутствии задолженности за потребление воды и за канализацию, что не соответствует законодательству и практике, поскольку у нас в республике услуги водоснабжения и канализации предоставляет одна организация, не разделяя их. Кроме того, в DB указано, что при продаже недвижимого имущества продавец должен повторно получить свидетельство о регистрации прав на него, что противоречит законодательству.

* * *

Обсуждение вопросов повышения международного рейтинга Узбекистана по ведению бизнеса было достаточно активным. Отмечалось значение ряда последних законодательных актов, направленных на упрощение процедур практически по всем категориям рейтинга, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата. К сожалению, исходя из практики прошлых лет в отчете будут приняты во внимание только те изменения, которые официально вступят в силу до 1 июня этого года.

Участники отметили, что работа по улучшению позиции страны в рейтингах должна быть системной. Министерствам и ведомствам надо теснее взаимодействовать с бизнес-сообществом, оперативно информируя его о нововведениях и изменениях, особенностях процедур.

По итогам заседания “круг­лого стола” были внесены предложения и конкретные рекомендации.

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр. 

Прочитано: 2729 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика