Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 6 / Налогообложение

Без проверки, но с обязательствами

 

Наше малое предприятие, созданное единственным учредителем в форме общества с ограниченной ответственностью, планируется преобразовать в частное предприятие. Является ли это основанием для налоговой проверки ООО или вновь создаваемого частного предприятия? Ведь, с одной стороны, в результате реорганизации создается новое юридическое лицо, которое может быть планово проверено только через несколько лет с момента создания, с другой стороны, реорганизованное общество прекращает свою деятельность, о чем регистрирующий орган делает соответствующую запись.

Последняя плановая налоговая проверка нашего предприятия проводилась 3 года назад.

Главный бухгалтер.

 

– В соответствии с частью второй статьи 86 Налогового кодекса (НК) плановая проверка проводится на основании утвержденного уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов координационного плана, который составляется исходя из смысла части первой статьи 90 НК. Согласно части третьей статьи 90 НК финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных малых предприятий не подлежит плановым налоговым проверкам в течение первых 3 лет с момента их государственной регистрации. Если же реорганизованное предприятие, относящееся к числу малых, выпускает подакцизные товары либо его деятельность связана с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, то срок, по истечению которого налоговые органы могут его включить в план-график проверок, сокращается до 2 лет с момента госрегистрации (часть четвертая статьи 90 НК).

Внеплановая налоговая проверка, согласно части третьей статьи 86 НК, проводится при:

ликвидации юридического лица;

необходимости проведения проверок, вытекающей из решений Президента и Правительства Республики Узбекистан;

поступления в государственный орган дополнительных сведений о фактах нарушения налогоплательщиком налогового законода­тельства.

Согласно части первой статьи 53 Гражданского кодекса, а также части второй статьи 55 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 6.12.2001 г. N 310-II) ликвидация юридического лица представляет собой прекращение деятельности данного лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам.

Преобразование же – это изменение организационно-правовой формы предприятия путем передачи вновь возникшему юридическому лицу всех прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (подпункт «д» пункта 5 НСБУ N 23 «Формирование финансовой отчетности при осуществлении реорганизации»1). Иными словами, реорганизация (в том числе путем преобразования) в отличие от ликвидации влечет правопреемство.

Таким образом, реорганизация не может являться поводом для проведения внеплановой налоговой проверки реорганизуемого предприятия. В свою очередь плановая проверка вновь созданного путем преобразования частного предприятия будет осуществляться исходя из требований статьи 90 НК. Указанные в ней сроки должны исчисляться заново – через 2–3 года (в зависимости от характера деятельности) с момента госрегистрации вновь созданного предприятия. А поскольку период, за который проводится налоговая проверка, не может превышать 5 лет (часть первая статьи 38 НК), то проверка финансово-хозяйственной деятельности преобразованного юридического лица может охватить не более (а то и менее) 3 лет, в зависимости от того, когда ваше вновь образованное частное предприятие попадет в план-график проверок. Иными словами, как минимум два последних года деятельности реорганизуемого предприятия (в вашем случае – ООО) налоговые органы проверить будут не вправе.

Вместе с тем следует иметь в виду, что:

при реорганизации юридического лица обязательства по хранению учетной документации реорганизованного юридического лица возлагаются на его правопреемника (часть третья статьи 41 НК);

налоговое обязательство (возникшее до преобразования) реорганизованного юридического лица по уплате налогов и других обязательных платежей исполняется правопреемником независимо от того, были ему известны или нет до завершения реорганизации факты и(или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства реорганизованным юридическим лицом (часть первая статьи 51 НК). Отсутствие в передаточном акте сведений о передаче налоговой задолженности не освобождает правопреемника от ответственности по данной налоговой задолженности (абзац третий пункта 42 Постановления Пленума ВХС «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан» от 18.06.2010 г. N 210);

реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его налоговых обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей для правопреемника этого юридического лица (часть третья статьи 51 НК);

суммы излишне уплаченных юридическим лицом до его реорганизации налогов и других обязательных платежей подлежат переносу на лицевую карточку правопреемника этого юридического лица не позднее 1 месяца со дня завершения его реорганизации (часть пятая статьи 51 НК).

Екатерина АДЕЕВА,

заместитель руководителя
юридической практики

группы компаний
«
BAKER TILLY UZBEKISTAN». 

 

1Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 27.06.2005 г. N 1484.

Прочитано: 4743 раз(а)

Комментарии к статье (3)

2014-03-06 09:07:01, Гость_адвокат Павел Сильнов:
В дополнение к ответу необходимо одно уточнение:
Законом Республики Узбекистан от  07.10.2013 года были внесены изменения в часть четвертую статьи 39 Закона Республики Узбекистан от 25 мая 2000 года N 69-II "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" (в редакции Закона Республики Узбекистан от 2 мая 2012 года N ЗРУ-328), в соответствии с которыми плановые проверки субъектов малого предпринимательства осуществляются не чаще одного раза в четыре года.  
      В соответствии с частью четвертой статьи 16 Закона Республики Узбекистан от 14.12.2000 г. N 160-II  "О нормативно-правовых актах" (в редакции Закона от 24.12.2012 года) в случае расхождений нормативно-правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее. Поэтому в части периодичности проверок будут применяться положения Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности".
2014-03-07 16:08:24, Гость_Абдурахман:
Не согласен с автором по одному из его суждений:
"А поскольку период, за который проводится налоговая проверка, не может превышать 5 лет (часть первая статьи 38 НК), то проверка финансово-хозяйственной деятельности преобразованного юридического лица может охватить не более (а то и менее) 3 лет, в зависимости от того, когда ваше вновь образованное частное предприятие попадет в план-график проверок. Иными словами, как минимум два последних года деятельности реорганизуемого предприятия (в вашем случае – ООО) налоговые органы проверить будут не вправе.
Данное суждение не обосновано документально.
2014-03-12 14:31:36, Гость_Екатерина:
"Гость_адвокат Павел Сильнов". Посмотрите внимательно части четвертую и пятую статьи 39 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", а также части вторую и третью статьи 90 Налогового кодекса. Вы говорите о периодичности плановых проверок малых предприятий, а в статье речь идет о периодичности проверок ВНОВЬ СОЗДАННЫХ малых предприятий: ООО, реорганизованное путем преобразования, считается вновь созданным (из смысла статьи 54 Закона "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью").

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика