Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 4 / Таможня

Границы разделяют, таможни сближают

 

26 января мир отметил Международный день таможенника (International Customs Day). Он был установлен в 1983 году в честь проведенной в этот день в 1953 году первой инаугурационной сессии Совета таможенного сотрудничества, переименованного в 1994 году во Всемирную таможенную организацию (World Customs Organization – WCO).

 

Узбекистан присоединился к Конвенции, учреждающей Совет таможенного сотрудничества, 28 июля 1992 года и с тех пор активно участвует в мероприятиях Всемирной таможенной организации. Так, в 2013 году по заявке ГТК при содействии экспертов WCO в Ташкенте на базе Высшего военного таможенного института было проведено два учебных мероприятия. В посвященном борьбе с подделками и пиратством участвовали более 20 сотрудников территориальных подразделений ГТК. На семинаре по системам «единое окно» и «электронное декларирование» были обучены 36 специалистов таможенных органов. Кроме того, сотрудники ГТК приняли участие в 5 учебных мероприятиях WCO за пределами республики.

2014 год для таможенных служб мира пройдет под девизом «Связь: обмен информацией для более эффективного сотрудничества». Его реализация предусматривает расширение способов коммуникации для обмена передовыми практическими методами и механизмами как в самих администрациях членов WCO, так и с госорганами, торговым сообществом и широкой общественностью.

Тематика приоритетов отражает положения утвержденной в 2008 году Концепции WCO «Таможня XXI века», в которой «профессиональная, основанная на знании культура сервиса» была признана одним из десяти основополагающих постулатов современного таможенного администрирования. Основными стратегическими направлениями реализации Концепции были определены:

  • продвижение безопасности и содействие международной торговле, включая упрощение и гармонизацию таможенных процедур;
  • продвижение справедливого, эффективного и продуктивного сбора государственных доходов;
  • защита общественного здоровья и обеспечение безопасности общества;
  • продвижение институционального развития.

В сегодняшнем быстро меняющемся мире таможенные администрации вынуждены непрерывно, зачастую очень быстро реагировать на социальные, экономические и политические изменения. Залогом эффективного выполнения возложенных на них функций и достижения необходимого результата являются динамичная адаптация принципов их работы к современным реалиям, уровень обновления инфраструктуры и условий взаимодействия с участниками таможенных правоотношений.

Являясь частью международного таможенного сообщества, таможенная служба Узбекистана находится в целенаправленном поиске наиболее эффективных и рациональных путей реализации своих реформ в контексте стратегических задач WCO. Всемирная таможенная организация, конечно же, отдает себе отчет в существовании ряда проблем, стоящих перед национальными таможнями. В частности, зачастую многим из них приходится при неизменной численности штата более оперативно выполнять постоянно увеличивающиеся объемы работы. Для их решения в рамках своей Концепции WCO реализует ряд программных проектов.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И СОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ

Для эффективного вклада в экономическое развитие своих членов в июне 2012 года WCO объявила о запуске Комплекса мер по обеспечению экономической конкурентоспособности (ECP). В декабре Комиссия по политике утвердила План действий. Основной акцент в нем сделан на организации и проведении региональных семинаров, изучении передовых практических методов. К настоящему времени сформирован 21 инновационный опыт, проведены региональные практические семинары в Бразилии, Малави и Гонконге (КНР). Еще 3 мероприятия запланировано на ближайшую перспективу. Их результаты помогут разработке региональных стратегий для обеспечения экономической конкурентоспособности и подскажут дополнительные направления поддержки национальных потребностей.

 

Качество и безопасность данных

Существенная часть задач и обязанностей таможни реализуется на основании данных, полученных от участников бизнеса. Для изучения рисков их плохого качества при Рабочей группе SAFE создана экспертная группа по обеспечению качества данных и безопасности. Она открыта для других сторон, включая экспертов по процедурным и правоохранительным вопросам.

 

Обеспечение безопасности авиаперевозок

Техническая экспертная группа по безопасности грузовых авиаперевозок, состоящая из сотрудников таможни, транспортного агентства, авиационной безопасности, полиции, миграции и других соответствующих ведомств, определила 8 потенциальных элементов данных (известных как 7+1), которые позволят определять грузы высокого риска. WCO активно сотрудничает с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Ими разработаны брошюра и учебный модуль «Способствуя глобальному перемещению грузов воздушным транспортом», которые помогают понять специфику авиагрузов, цепочки поставок почтовых отправлений, роль в них обеих организаций и других важных участников. Также подготовлен проект техзадания для программы по гармонизации безопасности.

Утверждены разработанные WCO совместно с Международной ассоциацией по воздушному транспорту и ИКАО Руководящие принципы для внедрения механизма интер­активной предварительной информации о пассажирах как самого передового метода обработки пассажиропотока в аэропортах. Система включает в себя сбор данных и их передачу в момент регистрации авиалиниями в работающие на границе ведомства.

 

Проект электронного карнета АТА

Обсуждение перехода к безбумажному использованию карнетов АТА продолжается в Рабочей группе, состоящей из представителей Секретариата, администраций членов WCO и Международной торговой палаты/Всемирной федерации палат (ICC/WCF). Эти вопросы касаются внесения соответствующих поправок в Стамбульскую и Конвенцию АТА (о временном допуске товаров); выбора наиболее приемлемой архитектуры электронного карнета; разделения расходов и финансирования проекта; сроков внедрения системы. Помимо традиционных заседаний, создана платформа для виртуальных обсуждений.

 

Глобальная сеть таможенных администраций

Для совершенствования обмена информацией путем выбора оптимальных технологических маршрутов и использования Протоколов, Стандартов и Руководств реализуется Концепция объединения всех таможенных администраций в одну сеть (GNC). В 2012 году утверждено ее технико-экономическое обоснование. В настоящее время для обоснования Концепции – создания структурированного обмена информацией – осуществляется 2 проекта: взаимное признание УЭО ЕС и США и систематический электронный обмен информацией между 6 таможенными администрациями западно-балканских стран (SEED).

 

Управление таможенной информацией

Обновлено Руководство по информационно-коммуника­цион­ным технологиям (ИКТ), указанным в статье 7 пересмотренной Киотской конвенции. Они определяют основные области таможенной деятельности, где применение ИКТ может быть наиболее важным, а также предлагают возможные интерфейсы торговых партнеров. Кроме того, сделана попытка очертить круг проблем, с которыми таможни могут столкнуться при выборе разработки ИКТ-систем. Документ также содержит правовые аспекты обеспечения безопасности, консультаций клиента и краткое разъяснение различных коммуникационных протоколов.

Важным достижением стало обновление документа «Модель данных WCO: рамки соответствия». Осенью 2012 года была выпущена модель версии 3.3. Она представлена в виде двух отдельных составляющих – библиотеки стандартных компонентов, включая элементы данных, и комплекса мер для предоставления информации, предусматривающей стандартные электронные шаблоны/образцы и методы использования. Новый способ организации модели данных облегчит членам WCO размещение информации в соответствии с их национальными требованиями.

Последняя ее версия позволяет получить электронные шаблоны для обмена информацией не только в формате «бизнес–правительство» и «правительство–бизнес», но и «правительство–правительство» посредством сообщений, лицензий, разрешений, сертификатов и других разрешительных документов, необходимых для трансграничной торговли.

 

ТАРИФЫ И ТОРГОВЛЯ

Комплекс мер по сбору доходов

Он разработан в ответ на обеспокоенность членов WCO, вызванную падением доходов в результате мирового финансового кризиса 2008 года и уменьшением поступления платежей. Комплекс мер включает всю информацию по сбору доходов, в том числе официальные документы, руководящие принципы и учебные материалы.

В результате завершения в 2012 году первой его фазы была разработана серия новых инструментов для таможенных администраций, включая диагностику по Гармонизированной системе (ГС) и практическое Руководство по контролю за стоимостью и преференциальными правилами происхождения.

Вторая фаза, которая завершится в 2015 году, включает разработку диагностических инструментов по проведению аудита после таможенной очистки, исследования связей между таможенной стоимостью и трансфертным ценообразованием. Кроме этого, будут изучены типы нарушений (ошибок) при определении страны происхождения и в сертификационных системах стран – членов WCO.

К слову, для расширения возможностей обмена информацией и опытом сбора доходов в 2014 году будет организована Глобальная конференция по данному вопросу.

 

Правила происхождения

Гармонизация непреференциальных правил происхождения

Всемирная торговая организация (ВТО) продолжает вести переговоры в этой области. Доработанный проект консолидированного текста содержит как согласованные Комитетом ВТО правила происхождения, так и элементы, им не утвержденные, или компромиссные предложения председателя комитета.

Секретариат ВТО начал переносить доработанный проект консолидированного текста в последние версии номенклатуры ГС. И хотя большая часть этих изменений несущественно влияет или не влияет вовсе на правила происхождения, перенесенные положения могут стать чрезмерно сложными, если их переместили чисто механически, без упрощения. Чтобы помочь ВТО обеспечить их простоту и ясность, Секретариат WCO подготовил документ, в котором рассмотрены сложные случаи перемещений версий 2002-го и 2007 годов и предложены упрощения этих правил. Рекомендации Секретариата WCO были направлены в Комитет ВТО по правилам происхождения.

План действий по преференциальным правилам происхождения

утвержден Советом WCO в 2007 году. Основная его задача – обеспечить таможенные администрации необходимыми инструментами и современными техниками для правильного понимания и применения правил происхождения.

Последние инициативы включают обновление базы данных по соглашениям преференциальной торговли, включая раздел о правилах происхождения, действующих в свободной торговой зоне АСЕАН, и сравнительный анализ преференциальных правил происхождения. Он предусматривает изучение типичных ошибок при определении страны происхождения. В страны – члены WCO направлено письмо с просьбой поделиться информацией о случаях неправильной интерпретации правил, мошеннических схемах и других нарушениях, допускаемых в этой сфере.

 

Через призму стоимости

Новое рекомендательное мнение 4.15

Представляет собой руководство действиями в случае выплаты лицензионных платежей третьей стороне, не являющейся держателем лицензии (держатель лицензии не является продавцом товаров). Оно определяет целесообразность включения платежа за лицензию в таможенную стоимость ввозимых товаров.

Об изучении спорных вопросов

Техкомитет по определению таможенной стоимости работает над вопросами о сделках вовлеченных/заинтересованных сторон в рамках договоренности и трансфертного ценообразования. Также он изучает проблемы, поднятые Беларусью – о таможенной стоимости отходов промышленного производства, Сингапуром – обращение со стоимостью с отчислений дистрибьютеру и платежи на основе планируемой чистой прибыли – и Уругваем – о стоимости программного обеспечения на USB-флешках.

Техническое содействие

Прошли национальные практические семинары по контролю за стоимостью и аудиту после таможенной очистки в Кыргызстане, Армении, Нигерии и Кот-д’Ивуаре. В Индии проведен субрегиональный семинар для стран Юго-Западной Азии. Состоялось и несколько региональных семинаров.

 

Номенклатура и классификация

Изменение статьи 8

Совет WCO утвердил статью 16 Рекомендаций, касающуюся внесения изменений в статью 8 Конвенции ГС по разработке процедуры, устанавливающей двойной лимит для повторного рассмотрения вопросов Комитетом по ГС и ускорению принятия решений по ним.

Применение Гармонизированной системы–2012

Пятое издание Гармонизированной системы вступило в силу 1 января 2012 года. В настоящее время версию 2012 года применяют 102 члена из 148 договаривающихся сторон Конвенции и 3 члена WCO, не присоединившихся к Конвенции.

Техническое содействие

По ГС проведены 12 национальных и 3 региональных мероприятия по укреплению потенциала и техническому содействию с акцентом на модернизацию классификационной инфраструктуры членов WCO.

Стратегический пересмотр ГС

В ответ на обращения членов WCO и международных организаций в последние годы увеличилась степень детализации некоторых товаров. Это вызвало дискуссию о ее целесообразности для определенных стратегических товаров. В частности, позволяет ли такая детализация улучшить оценку рисков, выбор цели и принятие решений, касающихся окружающей среды, безопасности и здоровья.

Учитывая возможность пересмотра ГС, Совет WCO пришел к выводу о необходимости осторожного и разумного подхода к Гармонизированной системе. Чтобы оптимально решить вопрос о введении более высокой детализации, решено изучить опыт применения других кодификационных систем.

Принимая во внимание ограниченные возможности стран-членов и необходимость привлечения ресурсов Секретариата, решено не изменять 5-летний период пересмотра ГС.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Комплекс мер по обеспечению соблюдения законодательства и правоохранительной деятельности

Таможенные органы должны быть снабжены инструментами, позволяющими эффективно применять законодательные и нормативные акты в случаях несоблюдения законодательства. Основой для обеспечения эффективного выполнения ими функциональных задач являются технологии и инструменты, улучшающие возможности управления рисками, досмотра, проведения расследований, и правоохранительные технологии.

В этой связи WCO в тесном сотрудничестве со своими членами разработала обширную библиотеку инструментов, практических методов и справочных материалов, а также меры по координации работы, нацеленной на поддержку всех таможенных мероприятий по соблюдению требований и правоохранительной деятельности.

Комплекс мер по обеспечению соблюдения законодательства и правоохранительной деятельности (КМСЗПД) представляет собой краткий свод элементов, сгруппированных в 4 основные категории: партнерство, инструменты, операции, технологии и инфраструктура.

Задача КМСЗПД – содействовать членам в модернизации своих правоохранительных возможностей и повышении доступности, понимания, использования и применения данных инструментов в целях определения потенциальных пробелов/недостатков в существующих процедурах и при необходимости разработке новых инструментов и технологий для их устранения.

 

Подготовлено пресс-службой ГТК

при содействии Управления таможенного сотрудничества ГТК

 

*Материал печатается в сокращении. С полной его версией можно ознакомиться на сайте norma.uz.

Прочитано: 5352 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика