Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 52 / Контроль

Обжалованию подлежит

 

Завершая тему законодательного регулирования краткосрочных проверок*, рассмотрим порядок и сроки обжалования решений контролирующих органов, вынесенных по итогам краткосрочной проверки.

 

Факт составления акта краткосрочной проверки (далее – акт) должностными лицами налоговых органов не является констатацией виновности налогоплательщика в совершении указанных в нем налоговых правонарушений. Она может быть признана только в решении налогового органа, принятого по результатам рассмотрения материалов проверки, предусматривающем привлечение или непривлечение налогоплательщика к ответственности.

До его принятия по истечении 10, но не позднее 15 рабочих дней со дня завершения проверки акт и другие материалы краткосрочной контрольной операции должны рассмотреть руководитель налогового органа и его заместители. Участие налогоплательщика в их рассмотрении обусловлено фактом представления им письменных объяснений или возражений по акту в течение 10 рабочих дней после даты проведения проверки. Это означает, что если он их подал, то присутствие при рассмотрении материалов краткосрочной налоговой проверки должностных лиц налогоплательщика (руководителя и(или) бухгалтера) обязательно. В этом случае его должны не менее чем за 2 рабочих дня до рассмотрения известить о дате, времени и месте обсуждения материалов.

Следует отметить, что представление письменных объяснений или возражений является своего рода «предварительным обжалованием» результатов краткосрочной налоговой проверки. Однако если они не поданы, то это отнюдь не означает согласие налогоплательщика с результатами проверки и не лишает его возможности обжаловать их в вышестоящий орган и(или) в суд.

Результаты рассмотрения ­материалов краткосрочной налоговой проверки должны быть отражены в протоколе, подписываемом руководителем налогового органа или его заместителем, налогоплательщиком или его представителем (при представлении письменных объяснений и возражений), а также другими участниками рассмотрения.

В течение 5 рабочих дней после подписания протокола контролирующий орган должен принять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказе в этом. Его копия не позднее 2 рабочих дней вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате и факте получения этого документа. Если это сделать невозможно, то копия решения отправляется по почте заказным письмом и считается врученной по истечении 3 дней после отправки.

Если решение налогового органа предусматривает применение штрафа за совершение налоговых правонарушений, не приведших к недопоступлениям в бюджет и государственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей, налогоплательщик обязан в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения копии решения, представить (направить) в налоговый орган письменное уведомление о признании вины в данных правонарушениях и добровольной уплате штрафа или об отказе в этом. В случае непредставления такового либо письменного отказа платить штраф, а также в случае его неуплаты в установленный срок контролирующий орган обращается в суд с иском о применении финансовой санкции к налогоплательщику (статья 104 Налогового кодекса, далее – НК).

Постановление совместного Пленума Верховного суда и Высшего хозяйственного суда «О вопросах, связанных с применением законодательства Республики Узбекистан, направленного на совершенствование системы правовой защиты и либерализацию финансовой ответственности субъектов предпринимательства» (от 22.12.2006 г. N 12/149, далее – Постановление Пленума) устанавливает иные порядок и срок обращения контролирующего органа в суд о применении финансовой санкции к субъекту предпринимательства. Оно констатирует, что Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» (от 14.06.2005 г. N УП-3619) по существу устанавливает досудебный порядок урегулирования вопроса о применении финансовых санкций. Поэтому до обращения в суд контролирующий орган вручает либо направляет заказным письмом с уведомлением лицу, к которому применяется финансовая санкция, требование о добровольной ее уплате, а также расчет суммы санкции. Если в течение 10 дней со дня получения субъект предпринимательства не удовлетворит это требование, то контролирующий орган вправе обратиться в суд. Несоблюдение этого требования является основанием для возврата судом заявления (пункт 16 Постановления Пленума).

Данные противоречия возникли в связи с тем, что после вступления в силу в 2008 году Налогового кодекса не внесены соответствующие изменения в Постановление Пленума. Видится целесообразным привести его положения в соответствие с действующим Налоговым кодексом, иначе вышеуказанные противоречия могут вводить в заблуждение суд и стороны судебного разбирательства.

Для обжалования решения по результатам проверки нужно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган и(или) в суд. Для определения «вышестоящего органа» следует обратить внимание на структуру налоговой службы, определяющую, какой орган является вышестоящим в отношении другого органа (статья 3 Закона «О государственной налоговой службе» от 29.08.1997 г. N 474-I). При этом необходимо помнить, что жалоба в вышестоящий орган должна быть подана в течение 30 дней со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и охраняемых законом интересов.

Часть вторая статьи 123 НК предоставляет налогоплательщику право обжалования в суд одновременно с обжалованием в вышестоящий орган ГНС или без подачи жалобы в него. Следует учитывать, что обжаловать в суд можно только решение налогового органа и никакой иной документ. Так, нельзя опротестовать в нем акт краткосрочной налоговой проверки или протокол рассмотрения ее материалов. Так как они не являются документами, нарушающими права и охраняемые законом интересы налогоплательщика, то и требования об их отмене или признании недействительными не подлежат рассмотрению в хозяйственном суде (абзац пятый пункта 28 Постановления Пленума ВХС от 18.06.2010 г. N 210).

При обжаловании решения налогового органа в хозяйственный суд субъект предпринимательства освобождается от уплаты госпошлины (пункт 3 статьи 330 НК). Однако если суд не удовлетворит заявленные в его жалобе требования, то расходы по госпошлине в 10 МРЗП, действующему на момент вынесения судебного решения, возлагаются на субъект предпринимательства (пункт 2 Ставок государственной пошлины, утвержденных Постановлением КМ от 3.11.1994 г. N 533; пункт 29 Постановления Пленума ВХС от 18.04.2008 г. N 180).

 

Алишер УБАЙДУЛЛАЕВ,

юрисконсульт ООО «VICTORY YURCONSALT».

 

*См. предыдущие публикации «Не относитесь к краткосрочным свысока» («НТВ» N 42 (1002) от 22.10. 2013 г.), «Качая права, выполняйте обязанности» («НТВ» N 44 (1004) от 5.11.2013 г.), «Проверка на закате солнца» («НТВ» N 47 (1007) от 26.11.2013 г.), «Акт как венец проверки» («НТВ» N 49 (1009) от 10.12.2013 г.).

Прочитано: 2715 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика