Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 50 / Вестник аудитора

Некоторые вопросы по учету основных средств

 

Проводя аудиторские проверки, на практике сталкиваешься с рядом проблем, решение которых отдано на откуп профессиональному суждению аудиторов. У каждого аудитора свое решение возникающих вопросов, однозначного ответа на которые нет ни в национальных стандартах бухгалтерского учета, ни в кодексах, ни в других нормативных актах законодательства.

 

Хочется озвучить некоторые вопросы, с которыми обращаются к нам бухгалтеры предприятий. 

 

В частности, много вопросов по учету основных средств. Они возникают в связи с отсутствием утвержденных типовых форм первичной документации по их учету, утвержденной классификации основных средств, отсутствием детальной методики учета отдельных операций с ними.

 

В связи с глобальными технологическими изменениями, произошедшими как в мировой экономике, так и в экономике нашей республики за последние десятилетия, появилось много нового оборудования, производственного инвентаря, которые оказываются на балансе предприятий. Оно и понятно, так как одним из важнейших факторов повышения эффективности производства является обеспеченность предприятия новыми технологиями, и в первую очередь основными фондами.

 

Задача первоначального признания основных средств, помимо формирования первоначальной стоимости, ставит перед бухгалтером массу вопросов: в какую группу амортизационных отчислений и к какому бухгалтерскому счету по учету основных средств отнести вновь поступившие основные средства; какие коды присвоить для целей переоценки, а также для расчета платы за полностью изношенное оборудование; как учесть комплекс разрозненных предметов, поступивший на предприятие несколькими вагонами, когда технологи предприятия не могут правильно скомпоновать это оборудование по инвентарным объектам? Даже элементарное приобретение компьютера вызывает сложности. Например, мониторы могут быть приобретены отдельно от системных блоков, а могут приобретаться в комплекте. Компоненты вычислительной техники не монтируются на одном фундаменте, легко со­членяются друг с другом без вреда при заменах. В процессе деятельности часто «сгорают» те же мониторы, не говоря о мышках, клавиатурах, которые были учтены в составе одного инвентарного объекта.

 

Какими документами оформлять списание отдельных разрозненных частей одного инвентарного объекта? Можно ли учитывать, например, монитор как самостоятельный инвентарный объект? Конечно, этот пример несколько утрирован, так как специалисты могут сразу ответить, что в настоящее время компьютеры в целом можно не признавать основными средствами по стоимостному критерию. Но у каждого предприятия свой индивидуальный стоимостный критерий, определенный в его учетной политике, и многие предприятия не могут позволить себе роскошь единовременного списания при покупке и вводе в эксплуатацию большого количества таких активов.

 

Согласно Национальному стандарту бухгалтерского учета НСБУ N 5 «Основные средства»1 (далее – НСБУ N 5) инвентарный объект – это минимальная единица учета. Исходя из вышеописанного примера возникают вопросы. Возможно ли считать компонент инвентарным объектом? Если компонент не образует отдельного инвентарного объекта, то как организовать в учете раздельное начисление амортизации? Если компонент – инвентарный объект, тогда объект основных средств может состоять из нескольких инвентарных объектов? Такие же вопросы постоянно возникают у предприятий, имеющих в составе основных средств сложные производственные линии, меняющиеся железнодорожные ветки, например, к рудникам, карьерам, которые меняют свое местоположение в зависимости от уровня их текущей разработки.

 

Помимо этого, мы часто сталкиваемся с проблемой, когда на крупных предприятиях зачастую запуск нового производства, цеха, производственного участка происходит задолго до оформления документов по вводу его в эксплуатацию. Уже выпускается продукция, а основного средства в учете как такового не имеется, так как регистрационные процедуры не проведены, государственная приемка и акт ввода в эксплуатацию еще не подписаны.

 

Согласно НСБУ N 5 начисление амортизации по основному средству начинается с момента ввода в эксплуатацию. Тем не менее многие предприятия начинают начислять амортизацию с момента запуска участка, цеха, производства без подписанного акта ввода, так как в противном случае искажается себестоимость выпускаемой продукции. Но, чтобы не было претензий со стороны налоговых органов, данная начисленная амортизация не вычитается из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В этих же целях также включают в налогооблагаемую базу по налогу на имущество и стоимость незавершенного строительства.

 

В связи с чем, как нам думается, имеет смысл закрепить в нормативном документе, что готовность объекта к эксплуатации есть факт начала экономической деятельности, и это не должно отражаться на сроках ввода его в эксплуатацию и, соответственно, на сумме амортизационных отчислений.

 

Много проблем вызывает у предприятий вопрос определения групп, в которых необходимо учитывать кондиционеры, холодильники, различный производственный инвентарь. Большую путаницу в классификацию вносит статистическая отчетность. Согласно статистическому отчету 2-М2 (ранее – 11-ф) подгруппа «Вычислительная техника» относится к группе «Машины и оборудование». Мебель, согласно данному отчету, включается в хозяйственный инвентарь. Для мебели в бухгалтерском учете отведен специальный счет 0140 «Мебель и офисное оборудование», а где учитывать хозяйственный и производственный инвентарь, каждый бухгалтер решает по-своему.

 

Некоторые учитывают их в составе счета 0130 «Машины и оборудование», другие приспособили для этого счет «Прочие основные фонды». Речь идет о кодах (шифрах) основных средств, используемых для их переоценки, опубликованных в книге «Бухгалтерский учет в вопросах и ответах» (Ташкент, ИД «Мир экономики и права», 1996). Поэтому при таком несоответствии счетов бухгалтерского учета классификатору основных средств запрограммировать статотчетность из данных бухучета трудно, чем повышается вероятность многочисленных искажений в статистических отчетах по основным фондам предприятий.

 

Для решения подобных вопросов по учету основных средств давно назрела необходимость создания нового классификационного справочника основных средств с конкретной привязкой к счетам бухгалтерского учета с разделением на различные амортизационные группы, который также можно было бы использовать и при переоценке основных фондов, а также при расчете платы за полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации.

 

Как нам думается, необходимость правильного учета основных средств – это прежде всего удобство в расчетах и начислениях как для практикующих бухгалтеров, так и для проверяющих, у которых появятся четкие инструкции.

 

Екатерина МЫШОВА,

аудитор «FTF-АUDIT»,

обладатель сертификата СIРА,

налоговый консультант. 

 

1Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 20.01.2004 г. N 1299.

 

2Приложение N 4 к постановлению Госкомстата, зарегистрированному МЮ 10.12.2012 г. N 2403.

 

 

 

Тематический выпуск ведет Ольга Кирьякова.

Прочитано: 8503 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика