Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 49 / Внешнеэкономическая деятельность

Инструмент продвижения экспорта

 

В Торгово-промышленной палате прошло заседание «круглого стола», организованное ТПП и совместным проектом МВЭСИТ и Программы развития ООН «Содействие внешней торговле и продвижению инвестиций в Узбекистан». Его тема «Развитие системы переработки на таможенной территории как инструмента по продвижению экспорта Узбекистана» сегодня достаточно актуальна. Поэтому в нем участвовали представители не только бизнес-сообщества столицы, но и крупных предприятий и компаний других регионов республики. Это – АГМК, ОАО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов», УП «Узтемирйулмаштаъмир», ДП «Литейный механический завод», ДП «Андижанский механический завод», ООО «ALFAPLASTIK», ООО «TRANSBOJ-SERVIS», ОАО «Узбекхиммаш», «Агротекс», ООО «Microfinansconsulting», «Osiyo-moynasi», АП «Uzbekistan Airways Technics», Темир бетон махсулотлар заводи, ИП ООО «Guehring»oHG, «Янгийулсут», ЧП «Навойишифобахшсув», ООО «Герфед Импекс», «УзБАТ», «Тошкент еғ-мой комбинати», ОАО «Янгийул еғ-мой», СП «Нестле Узбекистан», СП «Хавар интерпрайзис», «Камрон бизнес чарм», «Гарнд бизнес мейкинг», «Донг Да» и другие. В числе участников – руководители подразделений ГАЖК, «Марказсаноатэкспорт», ассоциации «Узбекчармпойабзали», «Узтадбиркорэкспорт», ГАК «Узбекенгилсаноат».

Госорганы представляли сотрудники МВЭСИТ, Минюста, Минэкономики, ГТК, ГНК и Центробанка.

 

ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН ТОЛЛИНГ?

Переработка в других странах товаров (от продуктов питания до высокотехнологичных изделий), в том числе выпускаемых под известными брендами, очень широко распространена в международной практике. Ее осуществляют многие компании мира с целью минимизации расходов и повышения конкурентоспособности.

Индустриальная политика Узбекистана направлена на поддержку отечественных современных производств, в том числе ориентированных на экспорт. Она реализуется через Программу локализации, импортозамещения, предоставление льгот на импорт технологического оборудования, комплектующих и запасных частей и ряд других мер. Поэтому организаторы мероприятия обратили внимание на развитие системы международной переработки товаров как инструмента по продвижению экспорта Узбекистана.

Председатель Торгово-промышленной палаты Алишер ШАЙХОВ подчеркнул важность встречи в таком формате и составе, позволяющем конструктивно и предметно обсудить проблемы, внести предложения по совершенствованию законодательства в сфере переработки, получить оперативные разъяснения от представителей госорганов на волнующие бизнес-вопросы, касающиеся толлинговых операций.

Руководитель проекта «Содействие внешней торговле и продвижению инвестиций в Узбекистан» Жахонгир ИМАМНАЗАРОВ отметил, что режим переработки на таможенной территории дает преимущества не только компаниям, он выгоден всей экономике государства. На макроэкономическом уровне переработка позволяет загрузить мощности предприятий, уменьшить их текущие расходы. При этом обеспечивается и поступление налоговых платежей в Госбюджет. Толлинг расширяет рынок поставщиков и покупателей, усиливает конкуренцию. Он признан ВТО одной из форм международного разделения труда. Операции по переработке широко распространены в разных странах во многих отраслях.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

Через их призму осветила различные аспекты международной переработки товаров в Узбекистане эксперт проекта Холида УсмОнова. Начала она свою презентацию с пояснения выгоды толлинга. Так, переработка на таможенной территории дает производителю доступ к необходимому импортному сырью, увеличивает оборотные средства, сокращает сроки исполнения заказов, расширяет возможности выхода на международные рынки, обеспечивает интеграцию в мировые производственные цепочки, дополнительную загрузку производственных мощностей, внедрение современных методов управления, адаптирует к изменению спроса. В социально-экономическом плане – это модернизация отраслей экономики; создание новых рабочих мест; увеличение доходов населения, объемов инвестиций в перерабатывающие отрасли, экспорта готовой продукции; насыщение внутреннего рынка отечественной продукцией.

Если говорить о выгодах для государства, то это – выход на внешние рынки, поступление средств в бюджет в виде налогов с предприятия-переработчика, положительное влияние на платежный баланс стран-производителей, снижение инвестиционного и валютного недостатка, использование для международной переработки приобретенных иностранными лицами в стране (внутренний толлинг) товаров Узбекистана.

Эксперт рассказала об основных этапах и последовательности операций переработки товаров, о госрегулировании этой процедуры. Особое внимание она уделила разработке технико-экономического обоснования (ТЭО), его экспертизе и согласованию в МВЭСИТ, таможенным формальностям. В частности, обратила внимание участников на то, что согласование ТЭО не требуется, если товары и продукты их переработки предъявляются одному и тому же таможенному органу в случаях, когда переработка товаров не носит коммерческого характера; целью переработки является ремонт товаров; таможенная стоимость перерабатываемых товаров по одному контракту не превышает 500 МРЗП.

 

ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ПЕРЕРАБОТКИ?

Холида Усмонова сообщила, что в рамках проекта была проведена экспертиза действующего законодательства, регулирующего переработку на таможенной территории РУз. Она позволила определить основные барьеры, препятствующие эффективной реализации возможностей режима переработки.

1. Непонимание механизма и выгод развития системы переработки в Узбекистане. Активное использование в 90-х годах прошлого века толлинговых операций, в основном имеющих сырьевую направленность и сопровождающихся бартерными отношениями из-за отсутствия оборотных средств, оставили негативное отношение к ним. Современный мир повышенной конкуренции требует более гибких и благоприятных условий для привлечения инвестиций в переработку и производство на территории Узбекистана с целью дальнейшего экспорта. Для этого необходимо предоставить предприятиям возможность оперативно получать соответствующие разрешения, быть более свободными в организации производства, использовании сырья и материалов в режиме переработки на таможенной территории.

2. Длительность и сложность процедур получения разрешения для осуществления переработки на таможенной территории Узбекистана. В международной практике сроки выполнения заказов на переработку в различных странах зависят, как правило, от вида продукции. К примеру, пошив одежды занимает от 20 до 40 дней. И именно сроки выполнения заказа являются решающим фактором в принятии решения о его размещении.

По законодательству Узбекистана на принятие решения таможенным органом о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на переработку товаров отводится 30 дней со дня получения всех необходимых для этого документов, о чем заявитель уведомляется в письменной форме. Кроме того, необходимо согласовать ТЭО процесса переработки в ­МВЭСИТ (14 рабочих дней). Из-за того что согласование и получение разрешения в лучшем случае занимают 40–50 дней, узбекский производитель проигрывает в конкуренции и не может претендовать на выгодный заказ.

3. Необходимость получения разрешения на переработку в двух ведомствах – МВЭСИТ (на этапе согласования ТЭО) и ГТК. Согласно Положению N 1634 согласование ТЭО и выдача заключения о соответствии переработки товаров экономическим интересам РУз необходимы для переработки вне таможенной территории и на таможенной территории Узбекистана.

В международной практике порядок согласования вопросов, связанных с переработкой продукции на таможенной территории и вне ее, имеет различные подходы. Переработка на таможенной территории способствует развитию перерабатывающих производств в отличие от переработки вне таможенной территории, которая может негативно сказываться на развитии внутренних производств и не соответствовать экономическим интересам страны. Поэтому наличие в ТЭО длинного списка вопросов, которые являются исключительно прерогативой бизнеса, представляется излишним. Принципиально важной информацией для МВЭСИТ и ГТК остается норма выхода продукции, которая проверяется по данным специализированных институтов или сверяется с базой данных.

4. Невозможность оплаты за счет собственных валютных средств иностранных товаров, приобретаемых предприятием-переработчиком для оказания услуг по переработке товаров. Абзацем вторым статьи 32 ТК установлено, что под режим переработки на таможенной территории могут помещаться любые товары, в том числе иностранные, ввозимые для использования в операциях переработки. Например, для ремонта иностранных автомобилей необходимо завезти запасные части. Но при оформлении ГТД в таможенном режиме «Переработка на таможенной территории» уполномоченные банки не осуществляют перевод валюты иностранному резиденту.

5. Официальный сбор за выдачу разрешения таможенных органов на переработку товаров составляет 150 евро. ТК определен ряд таможенных режимов, для которых нужны разрешения таможенных органов, но оплата за них не требуется. А вот для помещения в режим переработки на таможенной территории необходимо внести плату, установленную Постановлением Кабинета Министров от 30.04.1999 г. N 204.

6. Взимание импортных таможенных пошлин исходя из стоимости переработанной продукции. В соответствии с абзацем пятым статьи 32 ТК при выпуске продуктов переработки для свободного обращения импортные таможенные пошлины и налоги уплачиваются исходя из стоимости использованных товаров для переработки и применяемых к ним ставок платежей. Эта формулировка не дает единообразного понимания процедуры начисления и взимания таможенных платежей по товарам, остающимся в Узбекистане после толлинговых операций. Необходимо учесть, что в международной практике при выпуске продуктов переработки для свободного обращения импортные таможенные пошлины и налоги уплачиваются исходя из таможенной стоимости ввезенных товаров. Это стимулирует рост перерабатывающих производств и насыщение рынка произведенной в стране продукцией.

7. Отсутствие нормативных актов, регламентирующих отдельные этапы переработки на таможенной территории. Так, нет документов, определяющих:

порядок получения разрешения таможенного органа на осуществление переработки на таможенной территории;

порядок переработки на таможенной территории.

Кроме того, не определен перечень товаров, которые запрещено помещать в режим «Переработка на таможенной территории».

8. Требование об обязательной продаже валютной выручки от контрактов на переработку товаров. Отсутствие обязательств по продаже валютной выручки у иностранных конкурентов значительно снижает конкурентные позиции узбекских переработчиков. Более того, требование обязательной продажи валютной выручки от контрактов на переработку, предусматривающих оплату переработки ввезенными товарами или продуктами переработки, при отсутствии фактического поступления валюты ложится на предприятия дополнительным бременем.

 

СТИМУЛИРОВАТЬ ТОЛЛИНГ

На основе аналитической записки при участии представителей бизнеса, применяющих толлинг, были подготовлены предложения по стимулированию развития международной переработки товаров в Узбекистане. В число предложений входят:

введение в Гражданский кодекс понятия международной переработки товаров (толлинга) и толлинговых договоров;

приведение Положения N 987 в соответствие с действующим законодательством;

внесение дополнения в Положение о порядке регистрации экспортных и экспертизы импортных контрактов (договоров, соглашений), заключаемых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан, в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан (утверждено постановлением МВЭСИТ, МФ и ГТК, зарегистрированным МЮ 3.07.2006 г. N 1588) в виде раздела или пункта, касающегося регистрации толлинговых контрактов;

определение перечня товаров, запрещенных к помещению под режим «Переработка на таможенной территории», и порядка замены продуктов переработки.

В валютном законодательстве предлагается отменить требование об обязательной продаже валютной выручки от толлинговых контрактов, предусматривающих оплату услуг по переработке ввезенным сырьем, продуктами переработки или отходами; разрешить оплачивать иностранные товары, приобретаемые предприятием-переработчиком для переработки, за счет собственных валютных средств.

Также рекомендуется уточнить в ­статье 32 ТК порядок обложения таможенными платежами давальческого сырья, продуктов переработки и отходов при их импорте и вывозе; пересмотреть сроки выдачи и установить порядок получения разрешения на переработку товаров; пересмотреть ставку или отменить сбор за получение такого разрешения; установить порядок регистрации договоров по переработке в таможенных органах или установить, что они, как и импортные договоры, не регистрируются.

Также целесообразно определить случаи, когда ввезенные товары не могут быть идентифицированы (или не должны идентифицироваться) в продуктах их переработки.

 

ДЛЯ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ

О мерах по упрощению разрешительных процедур рассказал главный инспектор Главного управления по организации таможенного контроля ГТК Жамшид Кадиров. Его выступление вызвало большой интерес, поскольку им были озвучены в какой-то мере революционные предложения самого ведомства по кардинальному реформированию законодательства, регулирующего таможенный контроль режима переработки.

Таможенным комитетом разработан проект Положения о порядке выдачи разрешения и помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории. А так как, согласно Постановлению Кабинета Министров от 15.08.2013 г. N 225, процедура выдачи разрешения на переработку товаров на или вне таможенной территории Республики Узбекистан (приложение N 1 к ПКМ N 225) включена в Перечень документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности, то рабочая группа четко отслеживала соответствие проекта основным принципам разрешительных процедур, определенных статьей 5 Закона «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» (от 20.12.2012 г. N ЗРУ-341):

обеспечению защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, жизни и здоровья граждан, общественной безопасности и охраны окружающей среды;

недопустимости установления разрешительных процедур, ограничивающих конкуренцию;

прозрачности, открытости и понятности разрешительных процедур;

выдачи документов разрешительного характера в «одно окно»;

единству требований к порядку выдачи документов разрешительного характера;

приоритету прав субъектов предпринимательства.

В этих целях проект Положения предусматривает конкретный перечень документов, необходимых для получения разрешения на переработку, без отсылок типа «и иные документы» или «определяется таможенным органом». Также устанавливаются конкретные случаи приостановления, прекращения и аннулирования разрешений и определяются основания для отказа в их выдаче. Таким образом, полномочия контролирующего органа будут четко ограничены правовыми рамками. Свидетельством тому и исчерпывающий перечень производимых таможенным органом изучений, исследований, обследований и технических оценок, и четко прописанный порядок оформления продуктов переработки, отходов и производственных потерь.

Надо отметить, что проект Положения предполагает введение принципа «молчание – знак согласия»*, возможность представления документов в электронной форме, а также получение документов разрешительного характера других органов в упрощенном порядке в «одно окно», когда таможенный орган получает их без участия субъекта предпринимательства. Поистине существенными и значимыми изменениями могут стать отмена постановки на учет в таможенных органах контракта на переработку товаров и требования об обязательной продаже валютной выручки. Если, конечно, эти положения будут утверждены.

* * *

При обмене мнениями прозвучало немало вопросов, предложений, практических наблюдений, касающихся различных аспектов переработки. К примеру, актуальной для отрасли является проблема, поднятая финансовым директором андижанского предприятия по выпуску шелка-сырца. При согласовании ТЭО указывается конкретная норма выхода продукции, но соблюсти ее при оживлении ввозимых грен и переработке коконов в силу различных причин не удается. Иногда подводят фермерские хозяйства, с которыми заключены договоры, – из-за нарушений требований у них часть грен гибнет. В итоге при таможенном контроле возникают проблемы, предприятие несет финансовые издержки, оплачивая потери за счет собственных валютных средств. Надо внести в нормативы возможность корректировки нормы выхода на основе, к примеру, заключения соответствующих лабораторий.

Представитель Чирчикского завода по производству труб рассказал, что они получают немало предложений на оказание разовых толлинговых услуг. Но из-за необходимости разрабатывать ТЭО на разовую акцию они от них отказываются, поскольку процедура согласования и получение заключения МВЭСИТ трудоемка и затратна по времени. Он предложил упростить эту процедуру для предприятий, где производственный цикл прозрачен и операции предельно просты.

Несколько участников рассказали о парадоксальной ситуации, когда заказчику, представляющему давальческое сырье, нельзя экспортировать уже имеющуюся на складе предприятия готовую аналогичную продукцию, поскольку это противоречит положениям о проведении толлинговых операций. По их мнению, необходимо внести в нормативную базу дополнение по этому пункту.

На встрече выяснилось, что сложился круг типичных проблем, общих для представителей ВЭД. В их число входят требования к структуре ТЭО, обязательство продажи валютной выручки, которая, в сущности, не поступала, поскольку в качестве оплаты заказчик оставляет часть готовой продукции, и др.

Заместитель генерального директора ООО «ALFAPLASTIK» Убайдулло Кудратуллаев от имени участников поблагодарил организаторов за содержательную встречу, отметив, что рад был участвовать в состоявшемся разговоре. Такая форма обсуждения проблем является основой для эффективного механизма взаимодействия бизнеса и гос­органов. Думается, предприниматели вынесли много полезного и важного для своей практической деятельности, а представители министерств и ведомств учтут прозвучавшие здесь предложения и рекомендации, используют их в своей законотворческой деятельности.

Подводя итоги встречи, председатель ТПП подчеркнул, что Палата всегда открыта для сотрудничества и готова предложить свою территорию для обсуждения вопросов, которые волнуют предпринимателей.

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр.

 

Законодательные акты, регулирующие операции по переработке товаров

1. Таможенный кодекс РУз (статьи 30–361) (ТК).

2. Постановление Кабинета Министров «О мерах по реализации положений Таможенного кодекса Республики Узбекистан, связанных с переработкой товаров» (от 17.08.2004 г. N 398).

3. Положение о порядке осуществления на территории Республики Узбекистан операций по переработке (толлингу) (утверждено МВЭС и ГТК, зарегистрировано МЮ 29.11.2000 г. N 987, далее – Положение N 987).

4. Положение о порядке согласования технико-экономического обоснования процесса переработки товаров и выдачи заключения о соответствии переработки товаров вне таможенной территории экономическим интересам Республики Узбекистан (утверждено постановлением МВЭСИТ, МЭ, МФ и ГТК, зарегистрированным МЮ 31.10.2006 г. N 1634, далее – Положение N 1634).

5. Положение о порядке постановки на учет и осуществления контроля за исполнением экспортных и бартерных контрактов в уполномоченных банках (утверждено ЦБ, зарегистрировано МЮ 9.08.2000 г. N 954).

6. Положение о порядке присвоения идентификационных номеров внешнеторговым контрактам (утверждено постановлением ГТК и правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 21.05.2004 г. N 1365).

7. Временная инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД) (утверждена приказом ГТК, зарегистрированным МЮ 14.10.1993 г. N 3).

8. Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка» (от 29.06.2000 г. N 245).

9. Налоговый кодекс (статьи 212, 215 и 230).

 

ЯЗЫКОМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«Толлинг» происходит от английского «toll» – пошлина. Это понятие обозначает операции по переработке предоставляемого иностранными компаниями давальческого сырья, беспошлинно ввозимого для этого в страну. Наше таможенное законодательство «переработку на таможенной территории» обозначает как режим, при котором сырье ввозят в Узбекистан для переработки под таможенным контролем без уплаты импортных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (квотирования, лицензирования и т.п.) с последующим вывозом продуктов переработки либо помещением их под иной режим. Иными словами, производитель полностью освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе сырья для переработки и при условии, что готовая продукция будет экспортирована. А так как она вывозится в режиме «Экспорт», то к ней не применяются таможенные платежи и меры экономической политики. Если же она выпускается для свободного обращения на территории нашей страны, то импортные таможенные пошлины и налоги уплачиваются исходя из стоимости товаров, использованных для переработки (сырья), и применяемых к ним ставок платежей (статья 32 ТК).

 

 

*В случае неполучения в установленный срок ответа таможенного органа участник ВЭД может расценить это как разрешение.

Прочитано: 3376 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика