Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 48 / Правила хозяйствования

Антимонопольный комитет защищает от недобросовестной конкуренции

Каждый из нас хотя бы раз в жизни был жертвой недобросовестной конкуренции. Например, покупаем одежду, косметику, технику, продукты вроде бы известных, заслуживающих доверие производителей, а потом выясняется, что приобрели «близнецов», да в родстве с ними не состоящих. Сразу и не заметишь, что в товарном знаке, которому доверяешь, одна буковка заменена на другую, слово – на созвучное, знакомый дизайн выполнен в несколько другой цветовой гамме. А главное – качеством такой товар не блещет. Эти, казалось бы, безобидные на первый взгляд мелочи в руках недобросовестных конкурентов становятся мощным оружием, с помощью которого они могут пустить под откос честный бизнес.

Многие предприниматели грешат такими «заимствованиями» на старте, когда хотят быстрее раскрутить свое дело, привлечь потребителей при минимальных затратах на это. Им легче скопировать известный бренд, который уже работает, чем создавать и продвигать свой, вкладывать в него средства, силы, идеи. Но этот рискованный способ завоевания места под солнцем является нарушением законодательства о конкуренции.

Цивилизованный бизнес инвестирует немалые деньги в свое развитие, добиваясь успеха торговой марки. Должно пройти достаточно времени, чтобы она стала именем товара, его репутацией, начала работать на повышение продаж. Легкие, едва уловимые коррективы в чужие товарные знаки наносят удар по имиджу их правообладателей, ставят под сомнение престиж владельца товарного знака. Так, нерадивый конкурент одной маленькой буковкой в названии незаконно используемого товарного знака способен разрушить нарабатываемое и создаваемое годами добросовестным производителем.

Потребители, чьи права нарушают создатели таких «клонов», уверены, что платят за товар или услугу компании, завоевавшей их доверие, а получают кота в мешке неизвестного качества. По сути, в проигрыше остаются и сами недобросовестные конкуренты. Обретая таким образом мнимые дивиденды за счет чужого успеха, они не стремятся развивать свой бизнес, улучшать качество продукции, не думают о повышении спроса, продаж, продвижении маркетинговых программ и по большому счету остаются в аутсайдерах. Ведь рано или поздно им приходится отвечать за свое антиконкурентное поведение. Так или иначе это обретает общественный резонанс и не лучшим образом сказывается на его дальнейшей деятельности. Одним словом, недобросовестная конкуренция – это удар не только по честному производителю, потребителю, но и по рынку в целом.

С развитием предпринимательства понятие «недобросовестная конкуренция» активно входит в обиход рыночных отношений. Начало его положило принятие в 1883 году парижской Конвенции по охране промышленной собственности. Ее статья 10-бис запрещает всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Что должны знать предприниматели, чтобы защитить себя от недобросовестной конкуренции? Каковы ее проявления на рынке? Какие меры принимаются для пресечения этого явления? С этими вопросами мы обратились в Госкомитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (далее – Комитет, Антимонопольный орган). 

 

ПРАВО НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

– Главными инструментами правовой защиты от недобросовестной конкуренции являются Гражданский кодекс и законы «О конкуренции» (от 6.01.2012 г. N ЗРУ-319), «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 30.08.2001 г. N 267-II), – говорит заместитель начальника отдела развития конкурентной среды и недопущения недобросовестной конкуренции Комитета Валентина ДУБРОВСКАЯ. – Наш Комитет осуществляет контроль за соблюдением законодательства о конкуренции, выявляет его нарушения, привлекает за них к ответственности, в том числе за недобросовестную конкуренцию.

Статья 4 Закона «О конкуренции» определяет недобросовестную конкуренцию как действия хозяйствующего субъекта или группы лиц, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам) либо наносят или могут нанести ущерб их деловой репутации. Ее объектом часто выступают товарные знаки. Обеспечивая индивидуализацию производителей и их продукции, они делают товар узнаваемым, напоминают потребителю, кто его производит. Товарный знак может сказать покупателю о качестве продукции, репутации производителя, его положении на рынке. Зарегистрировать его в Агентстве по интеллектуальной собственности (далее – Агентство) могут как юридические, так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. C момента регистрации товарный знак находится под правовой охраной, и никто не вправе использовать его без разрешения владельца. Незаконное использование товарного знака влечет административную или уголовную ответственность.

При рассмотрении заявления о недобросовестной конкуренции мы прежде всего должны получить подтверждение Агентства, что используемый другим субъектом рынка товарный знак зарегистрирован. Чтобы привлечь нарушителя к ответственности и защитить правообладателя, Антимонопольный орган обязан установить наличие конкурентных отношений между хозсубъектами. В противном случае мы не можем рассматривать обращение.

Изучение поступающих в Комитет заявлений о незаконном использовании чужих товарных знаков свидетельствует о том, что хозсубъекты идут на это осознанно. Чужой популярный товарный знак повышает недобросовестному конкуренту продажи, престиж, дает возможность хорошо заработать, не вкладывая средств в раскрутку продукции. Особенно этим грешат новички, делающие на рынке первые шаги. Они не осознают, что рано или поздно их незаконным действиям будет дана правовая оценка и за нарушения, придется отвечать.

 

БЫЛО ВАШЕ – СТАЛО НАШЕ

Наиболее часто недобросовестная конкуренция проявляется использованием товарных знаков, сходных до степени смешения с дизайном ранее зарегистрированных. В Комитет обратилась российская компания – ОАО Концерн «Калина». Поставляя на наш рынок шампуни «100 рецептов красоты», она зарегистрировала в Узбекистане товарный знак с таким названием и обладает исключительным правом на его использование. Однако на рынке появилась аналогичная продукция под торговой маркой «100 секретов красоты», дизайн которой сходен до степени смешения с российскими шампунями.

А вот другой аналогичный пример. Российское ЗАО «Эссен продакшн АГ» поставляет на наш рынок майонез под товарным знаком «МАХЕЕВЪ», который у нас зарегистрирован и имеет правовую защиту на территории Узбекистана. Аналогичную продукцию выпускало местное ООО «Raferti». Маркировка на майонезе «МАКЕЕВЪ» была выполнена таким же шрифтом, в том же дизайне, отличаясь только одной буквой. После рассмотрения материалов и выдачи предписаний нарушения допущенные недобросовестными предпринимателями, были устранены.

Предприниматель из Хорезмской области выпускает соль под товарным знаком «SAODAT». На рынке появился почти ее двойник – соль «SADOKAT» бухарского производителя, маркировка которой до степени смешения схожа с хорезмской. Потребитель может легко перепутать продукцию. При рассмотрении заявления, с которым, кстати, в Комитет обратился не производитель, а потребитель, недобросовестный конкурент добровольно устранил нарушения.

Таким образом, недобросовестные хозяйствующие субъекты могут обретать конкурентные преимущества, не затрачивая средств на продвижение товара. Себестоимость, а значит, и цена их продукции будут ниже. Честные же производители могут лишиться части покупателей и нести убытки.

Иногда бывает, что владельцы зарегистрированных товарных знаков отчасти сами провоцируют их незаконное использование. У компании «Сarlsberg Uzbekistan» зарегистрированным товарным знаком является фирменная стеклянная бутылка. Сегодня предприятие прекратило фасовку в них пива. А так как они не были изъяты из оборота, то скопились на рынке в большом количестве, и предприимчивые люди начали использовать фирменную тару. Бутылки собирают, сдают производителям других напитков, и те, не задумываясь, разливают в них вино, минеральные воды и прочее. Сarlsberg не раз обращалась в Комитет с заявлением о незаконном использовании своего товарного знака. Но если компания не использует свои фирменные бутылки, наверное, она сама должна позаботиться об их выводе с рынка. Тем не менее пивзаводу «Рохат», разливающему в чужую фирменную тару напитки, было направлено предписание об устранении нарушений. Одновременно решением уголовного суда на одного из руководителей был наложен административный штраф.

 

ОДИН В ОДИН

Есть примеры, когда нарушители используют товарный знак полностью. ООО «MASTER GLOBAL PLYUS» из Ташкентской области выпускало мороженое «ФРУКТОША», зарегистрировав этот товарный знак. Тем не менее на рынке появилась вторая «ФРУКТОША», но уже ташкентского ООО «VAZIRA BIZNES». Правообладатель этого названия обратился в Комитет. При рассмотрении материалов стороны пришли к соглашению, что недобросовестный конкурент прекратит использование чужого товарного знака и устранит нарушения. Заявитель добровольно отозвал свое обращение.

Приехавшие в Ташкент представители известной итальянской компании «BILLIONAIRE» были крайне удивлены, увидев свой бренд на вывесках ряда столичных магазинов. Этот факт расследовали Агентство совместно с Комитетом. Недобросовестные предприниматели, нарушившие законодательство о конкуренции, еще в процессе изучения фактов сняли вывески и представили фотографии их демонтажа. В ответ на предписания Комитета они письменно заверили, что в дальнейшем не будут использовать чужой товарный знак. Выяснилось, что один из них использовал его для раскрутки своего бизнеса. Другой уже купил магазин с такой вывеской и даже не знал, что незаконно использует известную торговую марку. Чтобы не было подобных проблем, приобретая готовый бизнес, надо учитывать такие моменты.

 

ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ ДОМ?

Часто мы не можем изучить ситуацию и принять меры из-за того, что заявитель не указал точное название хозсубъекта, его адрес, телефон. И мы не знаем, кто является правонарушителем. Ташкентское ООО «GOLD TEK», производитель сосисок под зарегистрированным им товарным знаком «SAGBAN», сообщило, что на рынке появилась другая аналогичная продукция под тем же знаком, к тому же некачественная. В обращении не были указаны ни название, ни координаты недобросовестного хозсубъекта. Но в таких случаях мы не может его рассматривать, а проведение розыска не входит в нашу компетенцию. Поскольку речь шла и о качестве продукции, мы направили это письмо в «Узстандарт», которое также не смогло принять меры из-за отсутствия достаточной информации о недобросовестном предпринимателе.

Такая же история произошла с другим заявителем – ООО «VIVA MASTER PLAST», выпускающим пакеты с изображением красного перчика. В своем обращении он указал, что на рынке появился производитель аналогичных пакетов, присвоивший его товарный знак. Но наши письма по указанным им адресу и телефонам до нарушителя не доходили. Вышли на него случайно, возбудили дело, и он устранил нарушения.

Сейчас у нас на рассмотрении находится интересный вопрос, связанный с лекарственными средствами. На рынке столкнулись два применяемых в кардиологии препарата. Названия разные, завозятся из разных стран, цены и производители разные, но у обоих  абсолютно одинаковая упаковка, что любого потребителя может сбить с толку и ввести в заблуждение. У нас препараты прошли регистрацию в Фармкомитете, но товарные знаки не запатентованы, значит, нет охраны. Если они имеют патенты в своих странах, то охрана распространяется только на их территорию. При наличии международных патентов может обеспечиваться охрана в других государствах по выбору правообладателей. Если в перечне нет нашей республики, то препараты у нас не защищены. Мы выяснили, что у одного лекарственного средства в своей стране запатентовано само название – это уже преимущество. Вопрос сложный, разбираемся, кто здесь проявил недобросовестную конкуренцию и нарушил права потребителей.

 

МОЖНО ЛИ ОТМЕНИТЬ РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНОГО ЗНАКА?

Новый Закон «О конкуренции», принятый в 2012 году, предоставил Комитету право принимать решения в части получения патентов на товарные знаки (статья 13 Закона). Например, на рынке появилась новая продукция с товарным знаком, не зарегистрированным производителем. Он вложил огромные средства в ее продвижение, в результате начали расти спрос, реализация, предприятие пошло в гору. Но незарегистрированному товарному знаку не была обеспечена правовая охрана. Конкурент мог незаконно присвоить и зарегистрировать его, начать выпуск товаров под этой маркой, возможно более низкого качества, и даже… требовать, чтобы «родитель» прекратил использование своего известного товарного знака. Это чревато тем, что истинному владельцу знака пришлось бы заново завоевывать покупателей. Такие действия признаются Комитетом недобросовестной конкуренцией. Его решение о признании таковой является для Агентства основанием, чтобы отменить регистрацию товарного знака.

Иногда могут возникать споры относительно регистрации товарного знака. Например, в республике не производится востребованный на рынке стройматериалов полизол. Фирма, которая его завозит, запатентовала у нас это название как товарный знак. Получается, что правообладатель установил тем самым другим запрет на ввоз полизола в республику, ограничивая предложения на него при наличии спроса. Мы обратились в АК «Узстройматериалы» c вопросом: «Что такое полизол?». Получили ответ: «Это название стройматериала». Но по законодательству название товара не патентуется. Этот вопрос неоднократно рассматривался на апелляционном совете в Агентстве. Эксперты доказывают, что полизол – не название стройматериала и что в России он также зарегистрирован как товарный знак. Мы настаиваем, что это все же название стройматериала и просим пересмотреть решение. Так что вопрос остается открытым, требует серьезного изучения. С точки зрения антимонопольного законодательства этот факт является проявлением антиконкурентных действий. Он создает преимущества одному хозяйствующему субъекту, сужает рынок, воздействуя на него в одностороннем порядке.

 

ЗА НАРУШЕНИЕМ – САНКЦИИ

Обращения о незаконном использовании товарных знаков рассматривает специальная комиссия Комитета. Установив в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 12.10.2005 г. N 225 факт признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестным по отношению к другим действующим лицам, она принимает решение. Комитет на его основании возбуждает дело о недобросовестной конкуренции, выдает предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и недопущении его впредь. Если субъект не устранит его в добровольном порядке, может быть возбуждено дело о неисполнении предписания и применены административные санкции. Решение комиссии и предписание Комитета могут быть обжалованы в судебном порядке.

Сегодня хозяйствующие субъекты учатся отстаивать свои права, чтобы не стать жертвой тех, кто использует успехи честного бизнеса в своих интересах. Они защищают свою деловую репутацию, потому что это важно для них самих, потребителей и всего рынка.


В курс состояния дел по борьбе
с недобросовестной конкуренцией

вводила Ирина ГРЕБЕНЮК,

наш спец. корр.

Прочитано: 8718 раз(а)

Комментарии к статье (3)

2013-12-20 09:05:13, Гость_Олимжон А. Жумабаев:
Статья неплохая, но нужно больше давать примеров.
В особенности по последней  части - о санкциях, чтобы другим неповадно было.
Было бы интересно узнать - чем закончилось предложенное наказание Антимонопольным  комитетом двух сотовых компаний за ценовой сговор?
2014-01-20 17:48:18, Гость_Ахтам Хикматов:
Да, действительно, такие статьи очень важны, я, например, очень много узнал нового. Хотелось бы побольше таких статей с конкретными примерами.
2019-06-18 12:55:10, Гость_Тамилла Джаббарова :
Статья интересная. Хотелось бы отметить один момент. Товарные знаки по закону регистрируются в Государственном Реестре Товарных знаков, по ним выдаются свидетельства. Слово патентование нельзя использовать в отношении товарных знаков.
Дополнительно, по статье хочу отметить, что нужно принять также во внимание использование местных производителей известных мировых брендов/ товарных знаков в отношении своих товаров. Например, бренд "Марс" используется в отношении лакокрасочной продукции. По закону это допустимо, однако Марс является также фирменным наименованием и в праве заявить о недобросовестной конкуренции на основе введения потребителей в заблуждение в отношении производителя товара. Надеюсь Антимомнопольный комитет будет принимать во внимание такие нарушения.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика