Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 48 / Консультирует аудитор

Не из всякого источника «напьется» представительство

 

Распространяется ли Порядок ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в национальной валюте Республики Узбекистан (зарегистрирован МЮ 22.10.1998 г. N 510), в частности его пункты 2.1 и 2.2, на представительства иностранных коммерческих организаций? Ведь, согласно пункту 37 Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан (утверждено Постановлением КМ от 23.10.2000 г. N 410), перечень источников сумовых средств представительств иностранных коммерческих организаций существенно меньше перечня, определяемого выше­указанным Порядком.

Менеджер банка.

 

– Согласно пункту 2.1 Порядка ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в национальной валюте Республики Узбекистан (зарегистрирован МЮ 22.10.1998 г.       N 510, далее – Порядок N 510) счета в национальной валюте Узбекистана для юридических лиц – нерезидентов открываются находящимся в респуб­лике иностранным дипломатическим и иным официальным представительствам, международным организациям и их филиалам, пользующимся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительствам иностранных организаций в Республике Узбекистан, не осуществляющим хозяйственной или иной коммерческой деятельности.

 

Согласно части первой ­статьи 24 Закона «О норма­тивно-правовых актах»
(от 14.12.2000 г. N 160-II) используемые в нормативно-правовом акте понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в законодательстве, исключающим возможность различного толкования. Исходя из смысла статей 39 и 40 Гражданского кодекса, согласно которым термин «иностранные организации», являясь более широким понятием, чем «иностранные коммерческие организации», поглощает, но не ограничивается последним. Иными словами, когда в нормативно-правовом акте речь идет о представительствах иностранных организаций, его действие следует распространять на представительства иностранных как коммерческих, так и некоммерческих организаций: и те, и другие не вправе осуществ­лять хозяйственной (коммерческой) деятельности.

Что касается средств в национальной валюте РУз на счетах представительств иностранной коммерческой организации, то, согласно пункту 37 Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан (утверждено Постановлением КМ от 23.10.2000 г. N 410, далее – Положение N 410), они аккумулируются за счет произведенного в установленном законодательством порядке обмена свободно конвертируемой валюты и сумов инофирмы, остающихся по ее решению в распоряжении представительства. А так как этот нормативно-правовой акт утвержден Постановлением Кабинета Министров, то в соответствии с частью второй статьи 12 Закона «О нормативно-правовых актах» он имеет большую юридическую силу по сравнению с Порядком N 510. Поэтому при определении законности сумовых поступлений на счетах представительств иностранных коммерческих организаций исходить следует прежде всего из Положения N 410.

Что касается Порядка N 510, то он регулирует отношения, связанные с открытием счетов не только представительств иностранных коммерческих организаций, но и представительств некоммерческих организаций, международных организаций, их филиалов и других организаций, пользующихся дипломатическими привилегиями. Его пункт 2.2 определяет общий перечень допустимых источников сумовых средств на счетах таких нерезидентов. При этом не обязательно, чтобы этот перечень полностью распространялся на все вышеуказанные счета нерезидентов, в том числе и на открываемые для представительств иностранных коммерческих организаций. Так, согласно пункту 2.2 Порядка N 510, на счета юридических лиц – нерезидентов в национальной валюте Республики Узбекистан могут зачисляться:

  • выручка от продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Респуб­лики Узбекистан в порядке, установленном законодательством. Конвертация как источник поступления сумов на счета представительств предусмотрена и абзацем вторым пункта 37 Положения N 410. Поэтому пункт 2.2 Порядка N 510 в вышеупомянутой части должен быть применим и к представительствам иностранных коммерческих организаций;
  • суммы, поступающие со счетов «лоро» иностранных банков в уполномоченных банках Республики Узбекистан от головного предприятия за границей. Поскольку лоро-счета являются корреспондентскими счетами нерезидентов, то и средства на них являются средствами иностранной коммерческой организации. В этой связи, руководствуясь пунктом 36 и абзацем третьим пункта 37 Положения N 410, счета, открытые нерезидентами для представительств иностранных коммерческих организаций, могут пополняться средствами в национальной валюте с лоро-счетов головного офиса представительства;
  • суммы консульских сборов и другие суммы, полученные на территории Респуб­лики Узбекистан на законных основаниях. Поскольку представительства иностранных коммерческих организаций, в отличие от консульских учреждений и дипломатических представительств, не являются получателями средств, уплачиваемых за совершение консульских действий, их счета пополняться консульскими сборами не могут. Поэтому в данной части положения Порядка N 510 на представительства иностранных коммерческих организаций распространять не следует.

Вместе с тем Порядок N 510 допускает поступление на счета нерезидентов иных средств, полученных на территории Узбекистана на законных основаниях. Исходя из пункта 36 и абзаца второго пункта 37 Положения N 410 для представительств иностранных коммерческих организаций происхождение средств на счетах является законным лишь в том случае, если они «выделены» иностранной организацией для осуществления представительством расчетов на территории Узбекистана и принадлежат нерезиденту. Так, например, сумовые счета представительств могут пополняться за счет:

а) дивидендов иностранной компании в связи с ее участием в уставном фонде юридического лица, зарегистрированного на территории РУз. Основанием для их перечисления на счет представительства будет соответствующее решение высшего органа управления иностранной коммерческой организации;

б) должника головного офиса представительства, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательства на территории РУз, в счет погашения им денежных обязательств перед нерезидентом. Основанием для их перечисления могут быть договоры: займа (по которому головной офис представительства является заимодавцем), поставки (по которому поставщиком является головной офис представительства), подряда (по которому головной офис представительства является подрядчиком), оказания услуг (по которому исполнителем является головной офис представительства) и т.д., а также дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в такой договор (если им изначально не предусмотрено условие о перечислении средств, предназначенных для иностранной компании, на расчетный счет, открытый ею в связи с аккредитацией представительства);

в) деньги на сумовые счета представительства иностранной коммерческой организации могут поступать и из иных источников, если данные средства предназначены или являются собственностью головного офиса и есть распоряжение или иное документальное подтверждение воли нерезидента выделять их представительству для осуществления им расчетов на территории РУз;

  • суммы, поступающие в виде пожертвований и финансовой помощи. Поскольку, как уже говорилось, средства на сумовом счете представительства иностранной коммерческой организации аккумулируются только за счет средств, выделенных головным офисом, то оказание представительству какой-либо финансовой помощи и пожертвований иными организациями недопустимо. В том числе и головным офисом, так как деятельность представительства и так финансируется исключительно иностранной коммерческой организацией;
  • в других случаях, определяемых Центральным банком Республики Узбекистан. Следует иметь в виду, что относительно представительств иностранных коммерческих организаций такие случаи не должны противоречить положениям пунктов 36 и 37 Положения N 410.

Таким образом, действие Порядка N 510 распространяется и на представительства иностранных коммерческих организаций, но только в той его части, которая не противоречит требованиям Положения N 410.

 

Екатерина АДЕЕВА,

юрисконсульт
аудиторско-консалтинговой

группы компаний
«BAKER TILLY UZBEKISTAN».
 

Прочитано: 4999 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2014-04-01 14:35:57, Гость_Любопытный:
Если в соответствии со статьей 2 ГК ограничения для иностранных юрлиц без постояного учреждения могут предусмотрены быть только Законом, имеет ли право юридическое лицо-нерезидент получить финансовую помощь в виде займа в сумах от резидента на рассчетный счет своего представительства для его финансирования? Будет ли такая сделка комерческой или хозяйственной деятельностью представительства?

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика