Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 47 / Контроль

Проверка на закате солнца

 

Продолжая тему законодательного регулирования краткосрочных проверок*, рассмотрим в сегодняшней публикации порядок изъятия документов при их проведении.

 

Мы уже говорили о том, что сотрудники налоговых органов имеют право истребовать и ознакомиться с документами, соответствующими целям проверки (статья 94 Налогового кодекса, далее – НК). При краткосрочных проверках представляемые документы должны касаться отдельных операций хозяйствующего субъекта и не быть связаны с проверкой финансово-хозяйственной деятельности. Цели проверки утверждаются решением Координационного совета и приказом начальника налогового органа. Если должностные лица налоговых органов требуют документы, не относящиеся к этим целям и(или) проверяемому периоду, то субъект предпринимательства вправе их не представлять и не знакомить с ними (статья 16 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» от 24.12.1998 г. N 717-I).

Но если хозсубъект не выполнит законные требования проверяющих о представлении документов, то в этом случае должностное лицо налогового органа, проводящего проверку, производит их изъятие в принудительном порядке.

Порядок изъятия документов и предметов должен осуществляться в соответствии со статьей 95 НК. Несоблюдение контролерами ее требований может стать основанием для отмены вынесенного по итогам налоговой проверки решения налогового органа вышестоящим органом или признания судом его недействительным (часть седьмая статьи 104 НК).

Статья 95 НК предусматривает следующий порядок изъятия документов и предметов.

  • До принудительного изъятия документов и предметов сотрудник налогового органа должен их истребовать и предложить представить их добровольно. Только в случае отказа хозсубъекта выполнить эти требования они изымаются принудительно.
  • До начала принудительного изъ­ятия документов и предметов сотрудник налогового органа предъявляет хозсубъекту постановление о его проведении и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
  • Изъятие документов и предметов производится в присутствии налогоплательщика (его уполномоченного представителя), а принудительное изъятие – в присутствии понятых и налогоплательщика (его представителя).
  • Изъятие документов и предметов может производиться с 6.00 до 23.00.
  • Запрещается изымать документы и предметы, не имеющие отношения к налоговой проверке.
  • По результатам изъятия составляется протокол в 2 экземплярах, один из которых под расписку предоставляется хозяйствующему субъекту. В нем должны быть указаны, кроме предусмотренных статьей 100 НК, также наименования документов и предметов, их количество и индивидуальные признаки предметов, а по возможности и стоимость.

На практике встречаются случаи, когда представители налоговых органов нарушают требования статьи 95 НК. Вот один из них.

25.07.2013 г. приблизительно в 17.00 территориальный налоговый орган произвел внеплановую краткосрочную проверку в торговом помещении ООО по вопросам соблюдения налогового законодательства и законодательства о внешнеэкономической деятельности, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг, в том числе применения контрольно-кассовых машин и расчетных терминалов. В помещение вошли 5 человек и, представившись сотрудниками налоговых органов, предоставили кассиру копии решения Координационного совета и приказа начальника налогового органа, показали специальные удостоверения и ознакомили с программой налоговой проверки. В приказе о проведении проверки были указаны фамилии только трех проверяющих. Ознакомившись с документами, кассир спросила о двух пришедших, не указанных в приказе. На данный вопрос один из сотрудников ответил: «Это понятые, которые будут участвовать в проверке».

В этот день директор ООО по семейным обстоятельствам отсутствовал. Сотрудники налогового органа потребовали у кассира договоры на приобретение товаров, платежные поручения, сертификаты соответствия и т.д., которыми та не располагала. Предупредив о необходимости добровольно представить документы и получив отказ, проверяющие предоставили постановление об их изъятии. Отказ кассир мотивировала тем, что не вправе представлять документы, так как ответственность за них несет директор организации. Она напомнила и о том, что рабочий день в 18.20 уже закончился, а вместе с ним и срок проведения проверки (согласно статье 89 НК срок проведения краткосрочной проверки не должен превышать 1 рабочий день).

Не согласившись с данными доводами, сотрудники провели принудительное изъятие документов, составив по этому факту протокол, согласно которому ими было изъято 24 договора и платежных поручения и личный дневник директора, в котором указывались его личные суточные расходы, не относящиеся к расходам ООО. По факту краткосрочной налоговой проверки был составлен акт, в котором указывалось о сокрытии за 12 месяцев 8 600 000 сумов выручки. Основанием для подсчета этой суммы стали записи в личном дневнике директора.

Территориальный налоговый орган, основываясь на акте кратко­срочной проверки, принял решение о взыскании с ООО штрафа в 8 600 000 сумов.

ООО обжаловало это решение в вышестоящий налоговый орган, который его отменил, основываясь на статье 104 и части четвертой статьи 67 НК, согласно которой документы или иная информация о налогоплательщике, полученные в нарушение требований законодательства, не могут служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства.

 

Алишер УБАЙДУЛЛАЕВ

и Тимур ТУРСУНОВ,

юрисконсульты

ООО «VICTORY YURCONSALT».

 

*См. «Не относитесь к краткосрочным свысока» («НТВ» N 42 (1002) от 22.10.2013 г.), «Качая права, выполняйте обязанности» («НТВ» N 44 (1004) от 5.11.2013 г.).

Прочитано: 1176 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «Norma Hamkor», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 24.05.2007г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел./факс (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz

Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «Norma Hamkor», 2006-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика